Сегодня мы беседуем с Борисом Тополянским — фотографом, членом Союза фотохудожников России, преподавателем авторской фотошколы.
— Борис, у Вас авторская фотошкола. Это значит, что Вы реализуете свой собственный субъективный подход к фотографии? В чем он выражается?
— Безусловно, преподавание фотографии носит субъективный характер, коль мы касаемся творческой составляющей предмета, а не только физико-химических процессов получения изображения. Программа обучения выстраивается исходя из моего личного, опять же субъективного, понимания и знания фотографии. Творчество — всегда самовыражение и оно несет на себе отпечаток личности творца. Технические аспекты несомненно следует знать, но они не главенствующие и являются всего лишь инструментами. Осваивая их, мы пытаемся уйти гораздо дальше. Фотография — огромный мир, в нем очень много путей и тропинок. По каким-то из них мы проходим со студентами вместе, но у каждого из них впереди своя дорога. Кто-то способен к дальнему путешествию, кому-то достаточно пикника на обочине.
— У Вас в школе курс «Основы фотографии» идет 3 месяца, курс «Творческая фотография» — 6 месяцев. Это довольно долго, учитывая современный темп жизни. Почему Вы остановились на таких сроках обучения?
— А Вы пойдете к врачу, который учился по ускоренной программе? При наличии выбора, навряд ли. Ссылки на «современный темп жизни» не более чем отговорки. Некоторые полагают, что владелец продвинутой камеры и есть фотограф. А это не так. Чтобы мало-мальски научиться фотографировать, а не просто нажимать кнопку, придется потратить значительное количество времени.
Есть еще одно заблуждение: полагать, что можно прийти на курсы фотографии, отсидеть на них, прослушать материал и на кнопке затвора сама собой возникнет надпись «шедевр». Без практики, без готовности затрачивать на фотографию и время, и силы, любое обучение малоэффективно. Также нужно развивать в себе визуальную культуру — посещать выставки, музеи, смотреть фильмы, снятые мастерами. У процесса совершенствования вообще нет конечных временных рамок.
Да, когда-то мы пробовали делать начальные группы более короткими, были и так называемые блиц-группы. Почти сразу возникло понимание неправильности такого подхода и мы отказались от этой идеи. Есть учебная программа, и она не столь длинна, как кажется. Если говорить о курсе «Основы фотографии», то мы даем оптимальный объем именно начальных знаний. В результате у большинства студентов появляется осмысление и того, что делает он сам и того, что есть куда идти дальше. Последние приходят к нам вновь на курс «Творческая фотография», но кому-то хватает только первого курса. Каждый сам определяет собственную цель и собственное место фотографии в своей жизни. Но это уже другая история.
— Вы позиционируете себя как школу, которая учит творческой фотографии. В чем это выражается? Каким образом Вы приобщаете людей к творчеству?
— На занятиях курса «Творческая фотография» мы учимся на примерах работ различных мастеров, в основном классиков XX века, обязательно говорим об их биографиях. Это великолепный калейдоскоп стилей, взглядов, направлений, приемов. В программу включены лекции по истории художественной культуры и по философии фотографии. И, конечно, никто не отменяет практической работы и собственных проектов. Наша цель расширить фотографическое сознание, показать то, что с экспансией цифровой фотографии для многих остается не узнанным, ведь пласт наследия фотографической культуры огромен.
Что касается приобщения, то процитирую Майна Рида: «Привести лошадь на водопой может и один человек, но заставить ее пить не сможет и тысяча». Если у человека есть потребность творчески реализовать себя в фотографии, он благодарный слушатель. С ним приятно работать и общаться. Если этой потребности нет, то какой смысл его «приобщать»? Никто не вынет кролика из цилиндра и не расскажет, где же он там прятался. Если ты пришел к нам учиться, изволь учиться и много работать. Тут нет ни нянек, ни гувернанток. Мы же не в детском саду! Но, как правило, курса творческой фотографии это касается в гораздо меньшей степени. На него идут уже вполне осознанно. И не только молодежь, но и вполне зрелые, состоявшиеся в своих основных профессиях люди.
— Я где-то читала, что Вы не приветствуете студийную съемку, однако у Вас в курсе довольно большое количество времени уделено занятиям в студии, да и на Вашем личном сайте часто в обновлениях появляются студийные работы, как это объяснить?
— Не припомню, чтобы я говорил об этом в подобном контексте. Уже то, что мы создали при школе и студийное пространство, оснастили его оборудованием, говорит о противоположном. Действительно, лично я больше предпочитаю натурные и жанровые съемки, но у нас слишком долгие зимы с коротким световым днем. Именно это и заставляет порой переходить на работу в студию. Другой вопрос, что работа со студийным светом не является основополагающим предметом наших курсов. Отдавая дань уважения многим великолепным студийным фотографам, мы скорее используем обучение в студии для понимания законов работы света. Это никогда не окажется лишним. Если кого-то захватывает студийная работа, почему бы и нет, если в этом есть поиск, смысл и стиль, а не модная декоративность.
— Как Вы оцениваете результаты своих учеников и выпускников?
— Если бы вы задали этот вопрос в аудитории во время разбора фотографий, услышали бы громкий смех студентов, он и был бы ответом на этот вопрос. Безусловно, в начале пути минусы преобладают над плюсами. Но это совершенно нормально. Наша задача сначала привести систему в равновесие, а потом постепенно склонить в сторону плюсов. С кем-то это получается быстро, для кого-то путь вперед — очень медленный процесс продирания через терновник, но все же с положительным результатом. А кто-то, приобретя теоретические знания, может оказаться неспособным применить их на практике. Как и в любом творчестве могут быть неудачи. Бывают и те, для кого сопричастность процессу обучения и интерес к получаемым знаниям важнее результатов самой съемки. Ведь наши курсы во многом имеют и просветительский характер. Что касается довольства или недовольства. Да, многие радуют: кто работами, кто поиском своего пути в фотографии. Довольно часто выпускники приходят со своими карточками уже после окончания курсов и это всегда повод для обсуждения и общения.
Я искренне рад за своих учеников и выпускников, когда прекращается грубая трэвел-фотография, милые портретики, восходы, закаты, цветочки и голуби, и появляются осмысленные и глубокие работы, в которых превалируют свет, цвет, построение кадра, его глубина, идея и смысл фотографии.
— Как после курсов совершенствовать свои знания в фотографии?
— Отвечу по-ленински: учиться, учиться и еще раз учиться! И нужно фотографировать. Если ты преследуешь цель получить результат вне зависимости от того хобби это для тебя или профессия — изволь фотографировать. Повторюсь, необходимо ходить в музеи, изучать классические полотна. День, проведенный в Эрмитаже или Русском музее, даст на порядок больше, чем неделя серфинга по фотосайтам в интернете. Много хороших выставок, их нельзя пропускать. В первую очередь это касается таких выставочных пространств, как РОСФОТО, Музея истории фотографии, галереи «Рахманинов дворик» и некоторых других. Полезно участвовать в профессиональных фотоконкурсах. В отличие от конкурсов-однодневок, они заставляют более тщательно относиться к отбору и анализу собственных работ.
Что касается пространства нашей школы, то мы работаем в клубном режиме. Когда наши студенты окончивают курсы, мы не прощаемся с ними. У нас продолжаются встречи, совместные поездки и путешествия. Существуют клубные мероприятия, например, работает проект «Кино для фотографов», на котором мы смотрим шедевры кинематографа, фильмы о фотографах, художниках и т.д. Подобные просмотры приносят несомненную пользу, кстати, мероприятия киноклуба абсолютно открытые, их могут посещать все желающие. В процессе обучения завязываются тесные дружеские связи между студентами. Они продолжаются и после того, как заканчивается курс.
Беседовала Ксения Ивачева