4 ноября в «Центральном Доме Архитектора» стартует мастер-класс «Практическая теория света».
Авторский курс для фотографов, видеографов, кинооператоров начинающего уровня, а также всех, кто интересуется освещением как средством художественного творчества.
4 ДНЯ ПО 8 ЧАСОВ
Часть I
СВЕТ И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ
1. История света. Живопись Фотография Кино
Природа естественных световых эффектов, искусственные эффекты света на конкретных примерах, заявленных в репродукциях живописи, фотографиях, фрагментах кино. Понятия о стиле освещения, традициях в истории использования художественного света, история вопроса.
Свет в живописи
Ян Ван Эйк Чета Арнольфини Первое изображение светотени
Леонардо да Винчи Сфумато, Воздушная перспектива
Вермеер Дельфтский Свет от окна
Питер де Хох Свет в интерьере
Караваджо Чиароскуро
Жорж де Латур Свет от свечи
Импрессионисты Солнце
Редон Мистический свет
Кирико Световая графика
Эдвард Хоппер Свет 20-го столетия
Свет в фотографии
Надар, Эвард Стейхен, Ансел Адамс, Питер Хорст, Йозеф Судек, Картье Брессон, Гарри Калахан, Алекс Уэбб, Трент Парке.
Свет в кино
Натуральные световые эффекты
— «Под сенью небес» 1990 г. — оператор Витторио Стораро
Свет в интерьере
— «Мои черничные ночи» 2007 г. — оператор Дариус Хонджи
Свет в павильоне
— «Сладкая жизнь» 1960 г. — оператор Отелло Мартелли
— «Я Куба» 1964 г. — оператор Сергей Урусевский
2. Некоторые практические понятия теории художественного освещения
Свет в композиции изображения
1. Объемный свет и плоский
2. Тональная перспектива
3. Светлая, темная тональность кадра
4. Направление света
5. Манипуляции со светом (несколько примеров: АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ, НОЧЬ ПРИ ПЕЧАТИ, МОЛНИЯ, ДОЖДЛИВАЯ НОЧЬ)
6. Применение накамерных фильтров
Примеры из фотографии и кино.
Ответы на конкретные вопросы.
3. Специфика использования эффектов света в кино
Обсуждение практических приемов работы со светом:
1. На натуре (вопросы подсветки)
2. В интерьере (принципы использования
естественной и искусственной подсветки)
3. В павильоне (некоторые принципы из личного опыта)
Обсуждение практических приемов постановки света в игровом кино:
1. Свет «на актера»
2. Свет «на сцену»
3. Свет «универсальный»
Просмотр и комментарии 5-ти минутных авторских шоурилов:
1. Костюмное кино — х. ф. «Вино из одуванчиков»
2. Военное кино — х. ф. «Время собирать камни»
3. Современное кино — х. ф. «Нулевой километр»
4. Создание световой истории в кинопавильоне от замысла фильма до показа
1. Подготовка
2. Съемка
3. Работа с мастером фильма
4. Кинопавильон со всеми подробностями (от проб света до цветокоррекции)
5. Слайд шоу на примере фильма «Игра в бридж»
Практическая часть
5. Типы источников освещения:
Жесткий свет
Мягкий свет
Принципы взаимодействия жесткого и мягкого освещения
— Количество источников света на площадке, принципы их взаимодействия (схемы света: от одного прибора до сложных схем)
Принципы постановки света в натюрморте, прикладной съемке, рекламном пекшоте
— Поиск света
— Демонстрационная съемка предметов
Принципы постановки света на портрет
— Практическая съемка в студийных условиях. (грим, костюм как часть
съемочного процесса)
— Главная задача: поиск направления света на крупном плане, поиск эффекта света в кадре, работа с фоном, эксперименты с тональностью, создание светом глубины кадра и т. д.
Часть II
УВИДЕТЬ СВЕТ
1. Свет как элемент композиции кадра
Несколько постулатов из теории композиции
Свет и цвет (на примере живописи, фотографии и кино — единство
и отличие)
1. Цвет в пленочном изображении и цифровом
2. Принцип цветовой тональности
3. Принцип цветового контраста
4. Свет, цвет и натура
5. Свет, цвет и интерьер, павильон
6. Свет, цвет, погода и Время суток
7. Свет, цвет и пеография
Особенности использования источников холодного и теплого света
1. Цвет люминесцентного света
2. Неон
3. Художественное использование
4. Использование светофильтров для работы с цветом
Свет и контраст
1. Натура
2. Особенности съемки в условиях сильного и условиях слабого контраста света (солнечный свет, съемка в горах, туман и т. д.)
3. Павильон
4. Интерьер
5. Соотношение света и тени
Свет и экспонометрия
1. Элементарные принципы на классических примерах
2. Логика точечного замера света
3. Экспонометрия освещения относительно пленочного и относительно цифрового изображения...
Свет и оптика
1. Светосила, ее значение, использование в художественных целях
2. Фокусное расстояние оптимальное для съемки тех или иных эффектов света
Свет и движение
1. Движение света внутри кадра
2. Свет при съемке в движении
3. Практические примеры съемки фото и кино в машине, поезде, катере, самолете, дельтаплане...
Световая интрига
1. Примеры из художественного кино
Рекламный свет
1. Свет в фото и кинорекламе
2. Особенности постановки света при использовании света в хромакейном
павильоне
3. Рекламное, корпоративное кино
Свет в документальном жанре
1. Особенности съемки при естественных источниках освещения
Свет в игровом кино
1. 100 фотографий рабочих моментов со съемочных площадок с подробными
комментариями и объяснениями творческих и технологических нюансов постановки искусственного освещения в самых разных условиях съемки
Практическая часть
2. Демонстрация и использование на практике профессионального осветительного оборудования
Типы источников освещения:
• Жесткий свет
Приборы с линзой Френеля, приборы типа Парлайт, с оптической линзой типа Дедолайт
• Мягкий свет
Софт-бокс, Химера, Октодом, Кинофло, Лайтпанель и т. д.
Принципы взаимодействия жесткого и мягкого освещения:
1. Демонстрационная постановка света на актерской сцене на 2-х человек (проекция с камеры на большой экран)
— Поиск направления света и его рисунка на крупном плане и на актерской сцене
— Поиск световой тональности изображения (контраст, глубина светотени)
— Поиск художественного эффекта света
— Поиск стиля света в изображении
2. Практическое применение экспонометра и колорметра на съемочной площадке.
3. Примеры постановки света на статичных сценах и на сценах с движением актеров
(2-3 варианта схем освещения одной и той же сцены.)
4. Показательная съемка профессиональной камерой актерских сцен
5. Просмотр отснятого материала на экране, обсуждение, ответы на вопросы
Авторская программа кинооператора Александра Носовского