В Музее Истории Фотографии проходит выставка японской фотографии эпохи Мэйдзи «Торжество имитации».
Трудно поверить, что всего полтора века тому назад Запад не знал про Японию почти ничего. Страна оставалась практически закрытой для иностранцев, провоцируя западный мир на курьезные домыслы и затейливые догадки. И только при императоре Муцухито в период «светлого правления», период Мейдзи, ради спасения от внутренних распрей Япония была вынуждена открыть свои границы.
На фоне последовавшего за этим бурного промышленного развития и общей вестернизации общества остро встала проблема сохранения национальной идентичности.
Фотография, завезенная в Японию иностранцами в 50-х годах XIX века, как нельзя лучше подходила для решения этой задачи. Официальный портрет и традиционный пейзаж, типажная и архитектурная съемки, — уже в середине следующего десятилетия на всех этих направлениях фотография уверенно теснила куда более привычную для Японии гравюру.
В этот же период в японской фотографии сформировался жанр, идеально подходящий для парадной репрезентации страны западному миру. Это «ритуал и обычай» — студийная имитация реального обихода, основы которой были заложены в Японии прозорливыми иностранцами: итальянцем Феличе Беато и австрийцем бароном Раймондом фон Штильфридом. Подхваченный многочисленными учениками и последователями (Кусикабэ Кинбей, Казума Огава, Кихей Тамамура и др.) этот жанр стал со временем визитной карточкой ранней японской фотографии.
Представленные на нашей выставке работы относятся именно к этому жанру. Произведенные в различных ателье Иокогамы и Нагасаки, все они напечатаны на альбуминовой бумаге и подкрашены акварельными красками. При сопоставлении этих фотографий становится очевидным существование художественного канона, отклонение от которого у различных мастеров не всегда достаточно для их идентификации.