В галерее «Пересветов переулок» Объединения «Выставочные залы Москвы» работает выставка «Прелестные письма».
Исследовательский проект «Прелестные письма» объединил в себе изыскания разных лет, которые вели, сначала отдельно, а потом совместно художница и документальный фотограф Алина Десятниченко и куратор и исследователь Ольга Широкоступ.
В сердце этого проекта — интерес к фигуре Алены Арзамасской. Собрав различные ее ипостаси — казачки, атаманши, монахини, общественной деятельницы, — из которых и сложился миф об Алене, художницы обнаружили «точки входа» в изучение разных тем: меморация, поиски идентичности и женский путь в социальной реальности.
Будучи сподвижницей Степана Разина, Алена писала и рассылала обращения — «Прелестные письма» — с целью привлечения новых сторонников. Эти «письма» суть обманки, обещающие другое будущее для общества. Они вводили в заблуждение современников и давали им ложные надежды. Но в них читались и их искренние чаяния. Изыскания, ведущиеся сегодня как профессиональными исследователями, так и любителями — своего рода современные «прелестные письма». В них все также содержатся мечты о будущем, отраженные в интерпретациях событий прошлого.
На выставке «Прелестные письма» в галерее «Пересветов переулок» представлены результаты первой фазы этого длительного исследовательского проекта. Эти работы, изучающие практики исторической реконструкции и перформативного проживания истории, создавались в диалоге с исследователями и исследовательницами казачества из различных областей, профессионалами и любителями, ищущими подходы к деятельному проживанию истории и ее изучению. Все эти люди проводят исторические реконструкции, открывают музеи, пишут тексты и занимаются преподавательской деятельностью. И их художественные исследования и инструменты работы, при определенных допущениях, могут быть прочитаны и как практики современного искусства.