Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан приглашает на выставку «Круг Родченко. Стильные люди».
Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.
Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Поэтому снимки, выполненные великим фотографом и художником Александров Родченко, а также его друзьями и коллегами в период с 1924 по 1940-е годы, подчеркивают, что революционная эстетика была не модой, не стилем, а самой жизнью.
Люди кино одеты с налетом военизированного техницизма, с сочетанием некоторой нарочитости и рациональности. Фоторепортеры одеты скромнее: они не должны выделяться, их задача — наблюдение.
Писатели выглядят более домашними. Лишь Владимир Маяковский в костюме «с иголочки» кажется только что вернувшимся с очередного диспута. Безупречность костюма, не допускающая неряшливости во время публичных выступлений, -такое же его оружие, как и острое слово.
В это время появляется нечто новое — попытка быть современным. Родченко сам проектирует ту самую «прозодежду» (костюм инженера конструктора со множеством карманов), в которой занимается со студентами во ВХУТЕМАСЕ. Он и в 1930-е и 1940-е годы был внимателен к одежде и сохранял свой стиль. Одежда частично была покупной, частично сшита Варварой Степановой. Главное — одежда должна была служить долго и быть удобной. Стиль одежды Родченко на протяжении всей жизни — конструктивистский, универсальный для всех случаев
У женщин этого круга также свой стиль. Варвара Степанова умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал (то комсомолка в платочке, то серьезная советская служащая, то француженка). Лиля Брик демонстрирует строгий шерстяной костюм и полупрозрачное газовое платье в духе Айседоры Дункан. Каждый персонаж из круга Родченко обладает неповторимым стилем одежды, который является продолжением внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое.
Мы надеемся, что выставка «Круг Родченко. Стильные люди», впервые показанная в Москве в 2005 г., станет удачным продолжением сотрудничества нашего музея с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан, и в будущем это сотрудничество будет продолжено. Желаем всего самого хорошего нашим музейным коллегам, надеемся, что Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан не оставит своих усилий по созданию фотографического департамента в рамках музея, а зрителям — интересного знакомства с одной из фотографических историй о России.