21 февраля в музее Ф.М.Достоевского начнется выставка «В поисках героя».
Выставка по определению предполагает коннотации с творчеством Ф.М.Достоевского, а то, что все авторы учились у Людмилы Таболиной, задает ту или иную степень сопричастности к пикториализму. И эти два обстоятельства во многом направляют размышления и впечатления зрителя.
Пикториальный подход к изображению предоставляет возможность любого уровня обобщения образов, и авторы охотно ее используют. В таких, можно сказать, нормативно пикториальных работах, как «Ахматова» Татьяны Шидловской или оба листа Евгении Рояк, образы обобщены до предела, до семиотичекого символа, и в этом качестве благополучно вписываются в мифологему Достоевского.
Интересна, так же характерная для пикториализма, работа многих авторов со светом. Наталья Заруцкая, хотя и сдержанно, использует свет как строительный материал кадра, и ее объекты съемки приобретают двойственность, становясь полу-материальными и полу-призрачными, сотканными из приглушенного света. Благодаря этому даже такой невеселый объект, как дом старухи-процентщицы не производит гнетущего впечатления. Подобная полу-призрачность есть и в снимке Татьяны Сафроновой «Двойник».
Несколько обособленно выглядит работа Анны Мазур «Белые ночи». На первый взгляд она сугубо фотографична и не содержит прямых апелляций к пикториализму. Но общение с Таболиной ни для кого не проходит зря. Обаяние и привлекательность этого снимка обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, он построен на мощном контрасте (чтобы не сказать — конфликте) между светом и тьмой. Не между светом и тенью, а именно между светом и тьмой. Такая внутренняя драматургия присутствует во многих работах Таболиной. А во-вторых, зрителя завораживает то, что геометрическая основа композиции построена не на конфигурации материальных объектов, а выписана светом.
Выставка в целом воспринимается как естественный элемент развития бесконечного мифа о Достоевском, и в этой естественности ее главное достоинство.