16 января в Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка российского фотокорреспондента Максима Мармура «Чечня. Война. Будни».
В «Комсомольскую правду» никому тогда не известного фотографа взяли за одну серию снимков. На свой страх и риск, совсем еще мальчишкой, Максим летом 1992-го поехал в воюющее Приднестровье. Привезенные стрингером снимки не нуждались в сопровождении текстами. Война была показана такой, какая она есть, без героического пафоса и скулящего надрыва. Живые, мертвые, раненые, едущие в теплушках из Тирасполя в Одессу — как в 1941-м! — перепуганные женщины и дети. Комментарии были не нужны, избыточны.
С фотоаппаратом в руках Максим прошел потом не одну войну. Военный фоторепортер крупнейших мировых агентств Associated Press и France Press работал под пулями, снимал в Карабахе и Абхазии, Таджикистане, Ираке и в зонах еще полутора десятков вооруженных конфликтов. Фотографии Мармура печатались на первых страницах центральных российских газет, на обложках Time, Guardian, The Times, Washington Post, Figaro, Stern. Самыми страшными в своей профессиональной и человеческой биографии фронтовой фотокор считает две чеченские войны. Первая чеченская началась в конце 1994-го. Ее 25-летие только что прошло в России незамеченным. Как бы и не было ничего. Но целое поколение наших мужчин воевало на этой войне.
Они не забыли. И Чечня все помнит. Людям, воевавшим и жившим посреди войны, посвящена персональная фотовыставка Максима Мармура «Чечня. Война. Будни», только что открывшаяся в столичном Центре фотографии им. братьев Люмьер.
На сотне выставленных фотографий — не кровавые ужасы и не «героика ратных будней». Просто жизнь на просто войне.