В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России представляет проект «Подводные пейзажи» Николя Флока.
С момента, когда фотокамера смогла зафиксировать жизнь под водой, появилось огромное количество подводных съемок океана, которые завораживают как причудливыми природными формами, так и цветами. Сегодня подводные съемки — особый постоянно развивающийся жанр фотографии. Две серии Николя Флока, вошедшие в проект «Подводные пейзажи», несмотря на название и топографию съемок, полностью нарушают сложившиеся каноны жанра.
Николя Флок — художник, исследователь, моряк и дайвер, рассматривает жизнь океана в контексте истории культур и истории мирового искусства. Его серия «Подводные структуры» (2011–2019) посвящена искусственным рифам. Мало кто знает, что на морском дне простираются города и деревни, состоящие из тысяч строений, возведенных людьми для поддержания животного и растительного мира океана. Самые крупные из них достигают 35 метров в высоту. Только в Японии насчитывается около двадцати тысяч таких «городов». Подобные проекты существуют в большинстве стран, имеющих выходы к морю. Строительство искусственных рифов — важная составляющая программ по восстановлению нарушенных экосистем.
В серии «Подводные пейзажи» (2018–2019) Флок открывает зрителю мир океана в его доисторическом, бессобытийном величии. Поиск адекватного визуального языка заставляет художника переформулировать законы пейзажного жанра, разработанные для наземной съемки. «Подводную среду необходимо рассматривать особым образом, руководствуясь при определении ее контуров совершенно иными критериями, чем на поверхности. Мы не перемещаемся по плоскости, какой бы неровной она ни была — мы движемся в толще воды, то есть в пространстве, простирающемся от поверхности до дна. В результате происходит фундаментальное изменение самой концепции точки обзора, — пишет фотограф. — Я решил снимать подводный пейзаж при естественном освещении и под широким углом. Панорамный снимок устраняет ощущение какого бы то ни было присутствия. Черно-белая съемка позволяет работать с иллюзиями, порождаемыми самой водной средой, плотностью изображения и эффектом мутности, которая в подводном мире выполняет ту же функцию, что в надземном — линия горизонта».