В «Галерее Люмьер» открыта выставка Данилы Ткаченко «Осколки».
На выставке будут представлены его новые серии «Планетарий» (2020), «Утопленники» (2021) и «Мель» (2021), над которыми он работал последние годы.
Данила Ткаченко путешествует по России и другим странам бывшего социалистического блока, отыскивая следы советской утопии — словно осколки прошлого — в современной повседневности. «Призраки живут не во времени, но в пространстве, которое продолжает существовать, наполняясь новой жизнью», — считает художник.
В основе проекта «Мель» — фотографии типовых жилых домов, заброшенных строек, спортивных площадок, гаражей, заборов и других объектов, олицетворяющих собой повседневную реальность стран бывшего СССР. Фоном для них служит дно обмелевшего Аральского моря. По словам художника, это попытка отделить призрачное пространство от современного времени, перемещая его в место «нигде», а именно на дно моря, исчезнувшего на 90%.
Серия «Утопленники» продолжает размышления о «месте, которого нет» и выполнена в той же локации. Путешествуя по территориям бывших социалистических стран, Ткаченко фотографировал культовые объекты архитектуры советского модернизма и устанавливал фрагменты получившихся изображений на отмелях Аральского моря.
Проект «Планетарий» — визуальное исследование феномена внутренней колонизации России. В ходе поездок по заброшенным городам дальнего Севера Ткаченко отыскивал следы принудительного переселения народов. «Эти города, созданные тоталитарной волей и потребностью режима в ресурсах, строились руками заключенных в условиях вечной мерзлоты. Используя портативные вспышки, я зажигаю свет в опустевших квартирах, напоминая о жизнях, положенных на осуществление тоталитарной утопии», — объясняет художник.
На выставке в «Галерее Люмьер» будет представлено 30 авторских отпечатков, которые раскроют замысел этих серий. По пятницам и субботам кураторы смогут детально рассказать посетителям о работе над проектом, о творчестве Данилы Ткаченко, и о развитии российской фотографической школы за последние 100 лет на базе обширной коллекции, представленной в здании на Большой Полянке.