Русский музей фотографии представляет фотовыставку «Мой Париж».
Автор: ЮОЗАС БУДРАЙТИС (Литовская республика)
«Когда Богу на небе скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары» — таким афоризмом, который предписывается Генриху Гейне, начинается парижский эпизод в четвертой серии фильма «Карл Маркс. Молодые годы». В 1979 году советский режиссер Лев Кулиджанов собрал международную группу актеров для съемок этого фильма. Литовец Юозас Будрайтис, русская Валентина Титова, болгарин Венцислав Кисёв и немка Рената Блюме. Похоже на то, что Богу на небе в то время было очень скучно, поскольку он не только открыл окно и решил посмотреть на Париж, но и пустил погулять по нему Юозаса Будрайтиса. Сцен, предназначенных для актера, в фильме было немного. Воспользовавшись свободным временем, Будрайтис погрузился в изучение парижской жизни, а точнее сказать, бродил по городу и фотографировал.
Замедленный темп, хаотическое движение по принципу «куда глаза ведут» — нет плана, куда идти, для него важны независимость передвижения и размышлений. Его прогулки по городу бесцельны, но зорки и проницательны. Он задерживается на площади Тертр, изучая клиентов ресторана «La Crémaillere 1900», его внимание сосредоточено на мелочах городской жизни — на брюзгливом французе, читающем газету в саду Тюильри; на мешанине прохожих, отражающихся в витрине; на собаке, обнюхивающей тротуар. Он созерцает, сохраняя дистанцию между собой и толпой.
Почему именно снятый Будрайтисом в конце 70 —х годов прошлого века Париж должен волновать нас сегодня? В столицу современной культуры и искусства мы вступаем с необычным интерпретатором, личностью с широкой творческой амплитудой. Знаменитый актер, дипломат, фотограф, отличающийся большой эрудицией и утонченной эстетической чувствительностью, открывает нам свой Париж. Его снимки — уникальный сплав прямых рефлексий и арсенала, накопленного опытом — просмотренные фильмы, прочитанные книги... В своих фотографиях он вскрывает глубинные слои городской структуры, дает новые ориентиры, наводит контекстную связь с эпохой, расширяет топографию культуры.
Мистический, притягательный Париж, столица искусства, моды, парфюмерии и кулинарии, любви и романтики на снимках Юозаса Будрайтиса предстает перед нами с новой стороны — «город тысячи лиц», «праздник, который всегда с тобой», «единственный в мире город, где можно проводить время, ничем по существу не занимаясь».