Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы и Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках «Фотобиеннале-2020» представляют фотовыставку Эммануила Евзерихина «Ретроспектива».
Эммануил Евзерихин — классик российской фотографии, родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. В конце 1920-х годов уже 15-летним юношей начал работать внештатным фотокорреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в «Фотохронике ТАСС». В 1934 году переезжает в Москву и продолжает работу в главном фотоагентстве СССР.
1920-е годы — расцвет советской фотографии и, прежде всего, советского фотоавангарда. Мы прекрасно знаем работы таких великих фотографов, как Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет и др.
Именно Александр Родченко сформулировал основы фотоэстетики модернизма: крупный ракурс, героизировавший действительность, неожиданная точка съемки, диагональная композиция, придававшая снимку вектор движения. Эти модернистские опыты не могли не оказать воздействия на молодого Эммануила Евзерихина. Отголоски этой эстетики мы увидим и в его архитектурных съемках, и, прежде всего, в фотографиях военных парадов и спортивных шествий, ставших неотъемлемой частью советской жизни с 1930-х годов.
Но начало большой профессиональной карьеры молодого Эммануила Евзерихина (в 1934-м фотографу было 23 года) совпадает с временем, когда социалистический реализм становится единственной эстетикой для всех видов искусств, включая фотографию.
Работая в фотоагентстве ТАСС, Эммануил Евзерихин получил доступ к съемкам всех важнейших событий, происходивших в СССР, а также возможность делать портреты знаковых персонажей эпохи: военачальников, писателей, деятелей искусства, политиков, в том числе, Иосифа Сталина.
Работы фотохроникеров ТАСС проходили жесткую цензуру, которая меняла творческий почерк, стилистику и тематику советской фотографии.
Эммануил Евзерихин был одним из звездных авторов фотожурналистского пула ТАСС. Он был востребован, работал днями и ночами и оставил для нас всеобъемлющую фотолетопись советской страны 1930–1950-х годов, когда жизнь любого советского человека определялась волей Иосифа Сталина. На производстве, на улицах, в школах, в домах и, конечно, на массовых праздниках, портреты Сталина были важнейшим атрибутом. Естественно, портреты вождя многократно попадали и в объектив Эммануила Евзерихина.