
В большом зале Калининградской художественной галереи открылись две выставки — «Арно Фишер. Фотография», предоставленная Институтом связи с зарубежными странами ifa (Германия) и подготовленная Гёте-институтом в Санкт-Петербурге и превью документально-художественного проекта Юрия Павлова (Калининград) «Российский Запад».
Арно Фишер представлен большой ретроспективной выставкой,включающей авторские винтажные отпечатки и поляроиды. Юрий Павлов показал 52 портрета, сделанных в России (2012-2013) и в Германии (2007).
Арно Фишер — знаковая фигура в немецкой фотографии. Отправная точка в экспозиции — ранняя серия работ Фишера «Стуация Берлин». Фотографии были сделаны незадолго до возведения стены в 1953-1960 годах. Их публикация была запрещена в 1961 году, а пророческий снимок «Трещина в стене», созданный в начале 1950-х годов на долгие годы стал символом разделённого Берлина. После неудачи с «Ситуацией Берлин» он выполнил серию портретов Марлен Дитрих, фотографии настолько понравились актрисе, что она в личном письме попросила Фишера передать ей негативы. В экспозицию вошли также фотографии, созданные для модного журнала . Фишер и его жена Сибилле Бергеман произвели настоящую революцию в модной фотографии. Вместо студийных съёмок с использованием декораций они делали съёмки в обычных городских кварталах и в промышленных интерьерах. В заключительном разделе выставки — поляроиды, созданный в бранденбургском городке Гранзе, где Арно Фишер провёл последние годы жизни.
Юрий Павлов сам комментирует свой проект: «Культурное содержание любой населенной территории составляют люди, которые на ней живут. Результаты труда их предков и их самих и составляют тот культурный временной срез, по которому можно судить о том или ином периоде развития региона.
Основная идея проекта — методом социально-антропологического исследования создать документально-художественный образ современного жителя Калининградской области, который, в силу каждодневной занятости влияет, на материальный и духовный облик своей среды обитания и региона в целом.
В конце 1990-х Олег Морозов, легендарный кинодокументалист и фотограф, показал мне книгу Ричарда Аведона «На американском западе» - это была большая коллекция портретов, над которой он работал в течении 5 лет в 80-х годах. Для меня этот альбом стал потрясением. Лица жителей Америки несли в себе такой потенциал национальной энергии в её документальной визуализации, что все мои географические и исторические познания об этой стране становились лишь дополнительной энциклопедической информацией к познанию этой страны.
Работу над этим проектом я начал в мае 2012 года. На сегодняшний день сделано около 100 портретов. Проект находится в стадии разработки. Основная часть работы еще впереди. Для полноценного исследования очень важна его количественная составляющая.»