
Новый образовательный сезон в ФотоДепартаменте открывает цикл лекций Екатерины Богачевской «.DOC», посвященный процессам, происходящим в сфере переосмысления документации, и пронизывающим современную фотографию, кино, театр и искусство.
Цикл лекций «.DOC» посвящен поиску границы между правдой и вымыслом, документальным и постановочным, игровым и неигровым. Объектами нашего пристального внимания станут не только примеры из истории фотографии, но и лучшие образцы мирового кинематографа и живописи. Обращаясь к большому корпусу визуальных и текстовых материалов, мы будем мигрировать с одной стороны (doc) на другую (undoc), играть с реальностью и временем, напрягать память и перебирать архивы в попытке ответить на вопрос: а есть ли она вообще — эта граница?
11 октября состоится вторая лекция цикла: «Искусство .DOC».
Лекция начнется с разговора о непростых взаимоотношениях живописи и фотографии и поговорим о границе между «искусством фотографов» и «фотографией художников», а также обратимся к теории Хокни-Фалко и попробуем удостовериться в ее легитимности. Познакомимся с первыми представителями «классической» документалистики XX века, многие из которых были художниками и кроме того частенько пересекали границу не только между жанрами, но и между искусствами: Брассай, Стренд, Брессон, Кертеш, Дуано, Уайт и др. Поговорим про социальную документалистику, ee художественную составляющую и посмотрим на те лучшие примеры, в которых она не уступает живописи (Смит, Сальгадо и др.). Обратим внимание на растущую тенденцию в «social documentary», направленную на эстетизацию документального изображения, и посмотрим, к чему она ведет. Вглядимся в самые известные примеры постановки и фальсификации на территории DOC, что в ряду прочего стало одной из причин глобального процесса обесценивания визуального документа и привело к появлению такого явления как «mokumentary» — вымышленного продукта, подделывающегося под документ. Мы посмотрим на некоторые особенно примечательные примеры жанра, сознательно путающего факты, подменяющего понятия, дурачащего собственных героев (и нас) и склеивая несоединяемое.