
Новый образовательный сезон в ФотоДепартаменте открывает цикл лекций Екатерины Богачевской «.DOC», посвященный процессам, происходящим в сфере переосмысления документации, и пронизывающим современную фотографию, кино, театр и искусство.
Цикл лекций «.DOC» посвящен поиску границы между правдой и вымыслом, документальным и постановочным, игровым и неигровым. Объектами нашего пристального внимания станут не только примеры из истории фотографии, но и лучшие образцы мирового кинематографа и живописи. Обращаясь к большому корпусу визуальных и текстовых материалов, мы будем мигрировать с одной стороны (doc) на другую (undoc), играть с реальностью и временем, напрягать память и перебирать архивы в попытке ответить на вопрос: а есть ли она вообще — эта граница?
4 октября состоится первая лекция цикла: «Реальность .DOC».
Как это ни парадоксально, но несмотря на то, что фотография появилась раньше кинематографа, понятие «документальный» впервые было использовано применительно к кино, к которому мы и обратимся на первой лекции. Уже на самых ранних примерах из «большой истории» документалистики попробуем обнаружить казусы и неясности между doc и undoc. Предположив, что местоположение границы между фикцией (fiction) и документом (documentary), лучше всего знают те, кто ее пересекал, мы обратимся к творчеству «эмигрантов» (Мельвиль, Виго), «паломников» (Бунюэль, Клузо), «гастарбайтеров» (Имамура, Капра), особое внимание уделим «контрабандистам» (Ламорис, Андерсон, Херцог, Вендерс), и, наконец, «космополитам» (Годар, Лет, Триер, Ханеке, Маркер и Фароки). В стремлении понять, как и почему происходят все эти «путешествия» в реальность — и за ее пределы, нам поможет не только творчество и размышления самих кинематографистов, но и тексты Базена, Кракауэра, Делеза, Бергсона и др.