
Мультимедиа Арт Музей приглашает на выставку «С глазу на глаз». История стереофотографии.
МАММ представляет выставку, рассказывающую историю появления и развития стереоизображения. В экспозицию включены стереофотографии из коллекции Мультимедиа Арт Музея, Москва / Московского Дома фотографии, стереоскопическая техника из коллекции Политехнического музея, а также произведения современных художников — Владимира Куприянова, Юрия Аввакумова, Владимира Логутова, Анатолия Журавлева.
В III веке до н. эр. Евклид заметил, что глаза человека видят по-разному, благодаря чему появляется восприятие глубины пространства; в 1584 году Леонардо да Винчи также обратил внимание на эту особенность. Приблизительно в 1600 году итальянский художник Джованни Баттиста делла Порта написал первую стереокартину. А в 1853 году французский фотограф Антуан Клод запатентовал метод получения стереофотографий.
В начале XX века стереофотография воспринималась как массовое развлечение, а не вид искусства. С одной стороны, стереоизображения оказались включены в сферу науки: медицина, география, астрономия получили возможность использовать новый тип наглядного пособия. С другой стороны, у публики пользовались популярностью аттракционы, основанные на стереоскопическом эффекте: распространение получили ящички со стереографическими изображениями, на которых были запечатлены виды далеких стран, деревенские зарисовки и обнаженные натурщицы.
Визуальный опыт, который дает стереофотография, интересовал многих актуальных художников, которые использовали приемы наложения и объема. Технология создания популярного сейчас 3D формата похожа на способ создания стереофотографий в начале ХХ века: автор делает два снимка (каждый из которых соответствует взгляду правого и левого глаза), которые при просмотре сливаются в одно объемное изображение (бинокулярный эффект). Изменился лишь принцип просмотра: раньше это был стереоскоп, глядя в который зритель оставался один на один с изображением, а в настоящее время его заменили специальные очки и экран — опыт просмотра стал коллективным.