На вопросы редакции отвечают известные московские фотографы Лана и Игорь Гришины, основатели первой в России профессиональной Школы обработки и ретуши фотографий Фотолана и Ассоциации компьютерных обработчиков Acobra.
— Лана, как вы пришли в фотографию?
— В самом начале моей карьеры фотография была для меня скорее любимым хобби, чем профессиональным занятием. Занималась я ей не особо часто, но зато с большим удовольствием. Но такое занятие денег не приносило. Зарабатывать приходилось по-другому, продолжительное время я работала маркетологом, а после чего уже директором по маркетингу в крупной компании.
Профессионально я начала заниматься фотографией лишь в Венгрии, где жила и работала довольно большой период своей жизни — примерно десять лет. Как раз в тот момент жизни и возникла идея — заработать на своем увлечении. В то время я проходила практику при рекламном агентстве и было много возможностей делать съемки разнообразных праздников за деньги. Вот это уже и можно было считать началом моей профессиональной карьеры, где фотосъемка начала реально приносить доход. После такой практики я и начала тщательно разрабатывать свой личный фотопроект.
Как-то мои друзья позвали меня в качестве фотографа на свою свадьбу. Там было на что посмотреть — такой размах! Мероприятие было организовано по высшему разряду. Но, к моему сожалению, как и бывает на свадьбах, один неприятный момент все же случился: бабушка невесты, увидев пленки, решила их посмотреть и засветила кадры. Но и это стало для меня хорошим уроком, теперь я стала внимательнее относиться к своей работе. Все пленки берегу как зеницу ока, а отснятый материал сохраняю в нескольких копиях, ведь самое страшное, что может произойти — это полная потеря всей проделанной работы.
— Вы стояли у истоков современной свадебной фотографии в России. Сложно было?
— Уже после возвращения на родину, в Россию, мы с моим мужем Игорем отметили, что рынок по оказанию фотоуслуг здесь переполнен, а вот свадебная съемка не достаточно развита. Съемка свадеб конечно велась, но, если брать агентства, то они заламывали нереальные цены, и приходилось для съемки звать простых любителей. У таких «фотографов» техника была недорогой и естественно фотографии получались не очень качественными.
На тот период времени свадебная съемка подразумевала однотипные портреты, композиции были достаточно простыми и тривиальными. Основным произведением искусства считалась фотография «невеста на ладошке жениха». Весь принцип данной фотографии состоял лишь в том, что жених на первом плане стоит с раскрытой ладонью, а невеста вдалеке и как бы стоит на его распростертой руке, при этом ростом она всего лишь с мизинчик. Кстати, такой прием до сих пор считается верхом совершенства и многие из невест уже имеют или хотят иметь такую свадебную фотографию.
Мы с моим мужем Игорем решили создать абсолютно новый подход к свадебной фотосъемке — фотографии, которые наполнены эмоциями. Принцип такой съемки состоит в том, чтобы заснять самые трогательные моменты без прикрас, поэтому эти кадры и получаются живыми и запоминающимися. Вроде бы думаешь: «Кому же нужны плачущие в ЗАГСе родственники?» А в реальной жизни именно такие моменты и получаются самыми трогательными, и хранят их всю свою жизнь. Может, в этом и нет особенной красоты и эстетики, но это реальная жизнь, где есть люди и есть эмоции. В день своей свадьбы многие молодые люди настолько заняты организацией праздника, что не замечают происходящего вокруг них. Вот тут-то и приходит на выручку фотограф. После таких запоминающихся кадров все стандартные фото с ангельскими лицами уходят на второй план, а фотография с плачущими от счастья родственниками станет настоящей достопримечательностью семейного фотоальбома. Ведь не секрет, что все люди хотят видеть мимолетные и действительно подлинные эмоции, которые нельзя подделать. И благодаря профессиональному и грамотному фотографу эти эмоции останутся запечатленными навсегда. Рядом с искренними чувствами и реальной жизнью блекнет все. Для фотографа очень важно видеть целую жизнь в одном лишь кадре и приносить максимум творчества в ежеминутную съемку. Каждая сделанная фотография должна войти в историю семьи, стать неотъемлемой частью праздника.
— Что вы можете посоветовать начинающим свадебным фотографам?
— Как профессионал своего дела хочу дать несколько практических советов начинающим. Каждый человек хотя бы раз в жизни снимал молодоженов, которые не желают приглашать на свою свадьбу профессионального фотографа. Если такая «работа» пришлась вам по душе, то есть вероятность, что вас снова пригласят сделать фотосъемку. Для того, чтобы фотографии вышли яркими и сделали праздник запоминающимся, для всех существует несколько несложных правил.
Во-первых, лучше сразу же узнать, в каком порядке будет происходить праздник, то есть в каком ЗАГСе, в какое время, в каком ресторане, и какие места собираются посетить молодые. Для подготовки необходимо объехать все эти места и оценить свое расположение. Идеальная съемка получится, если бракосочетание назначено часов на пять вечера. Тогда можно устроить романтическую фотосъемку. Потом необходимо сделать съемку в ЗАГСе и непосредственно в ресторане. Это основная схема работы профессионального фотографа.
Новичкам можно попробовать себя в жанре предсвадебной Love Story. Например, в кадр может попасть невеста, которой делают прическу, или жених, который наряжает машины. Такая практика поможет развить навыки хорошей фотосъемки с разных ракурсов, а также поможет заполнить портфолио отличными фотоснимками. Это настоящий полет фантазии, и такая съемка рекомендована для всех начинающих фотографов.
На таком торжестве как свадьба все люди ведут себя не так, как обычно. Они находятся в состоянии эйфории и веселья. Если у молодых хорошее расположение духа, то фотосъемка пройдет на ура, но если вы видите напряжение и усталость, то лучшим выходом для молодых станет бокал шампанского. Эффект не заставит себя ждать и вот уже глаза горят, все улыбаются и раскрепощаются. Теперь ничто не помешает фотографу. Кстати, один немаловажный факт: многие невесты заблуждаются, предполагая, что их женихи не любят сниматься во время свадьбы. Поверьте — это миф. В большинстве случаев мужчины с удовольствием участвуют в фотосъемке, а еще лучше, если фотограф будет другом жениха. Тогда никаких проблем со съемкой просто не будет.
Не стоит также стесняться и высказывать свои задумки по поводу постановки фотосъемки. Ваши идеи могут прийтись кстати, ведь многие люди просто не знают как встать, чтобы фотография получилась хорошей. Очень эффектно смотрится, когда молодоженов при выходе из ЗАГСа осыпают лепестками роз. Но вот, что касается риса и монет, то здесь лучше не рисковать. Это очень нравится родственникам жениха и невесты, но рис, который летит в глаза и прическу невесты может запросто испортить не один кадр.
Лучше всего заранее продумать и поставить выход молодоженов из ЗАГСа. Не стесняйтесь командовать! Для начала раздайте лепестки роз всем родственникам, после чего объясните, что бросать их нужно только после вашей команды и не со всей силы в лицо, а сверху и не слишком сильно. В противном случае съемка будет испорчена. Но если все правильно сделано, то вы можете просто включить серийную съемку и наслаждаться хорошими фотографиями.
Для того чтобы правильно организовать съемку первого танца тоже стоит изрядно потрудиться. По возможности необходимо задействовать и гостей. Например, можно купить несколько пачек бенгальских огней и раздать всем, а во время танца молодых, зажженные огни станут отличным фоном для фотографии. В итоге и кадр хороший, и гости счастливы, и съемка прошла успешно. Неплохим украшением съемки станут и воздушные шарики, которые гости и молодые одновременно выпустят в небо. Оригинальной альтернативой могут стать китайские фонари, внутри которых находится небольшая свечка, благодаря чему они и поднимаются вверх. Это станет поистине незабываемым зрелищем.
У многих молодоженов вошло в традицию выпускание голубей. Затея эта довольно сомнительная. Однажды я наблюдала такой забавный кадр: около ЗАГСа молодые выпускают голубей. У жениха голубь взлетел, а невесте достался почти птенец, который толком и летать не умел. И в итоге она отбивалась от птицы, которая норовила сесть ей то на голову, то на плечи. Всем это показалось очень забавным, кроме молодоженов. Естественно кадр был упущен, а впечатления остались только негативные.
Лучше попробовать поставить все самостоятельно и найти оригинальную альтернативу. Тогда вы с радостью пожнете плоды своего заслуженного успеха!
Утро невесты — это волнение, ожидание и, конечно, полное перевоплощение Золушки в принцессу. Такой кадр упустить нельзя. Поэтому лучше приехать пораньше и поискать удобную позицию для съемки. Но стоит заметить, что вся суета, происходящая вокруг — стилисты, визажисты и парикмахеры — всем им будет не до вас. Будьте готовы к репортажной съемке.
Самое интересное—- это последние минуты перед тем, как в комнату войдет жених. Невеста в платье сидит и ждет своего избранника, а выкуп порой длится очень долго, и тогда вы можете побеседовать по душам.
И вот, наконец-то, долгожданный момент, когда жених видит свою возлюбленную. В свадебном платье с красивой прической и макияжем он может даже не узнать ее. Но вот первые секунды позади, и на лице жениха начинают вспыхивать эмоции: удивление, восторг, любовь и радость. В этот момент лучше включить серийную съемку и любоваться всем через объектив фотоаппарата.
— Сколько кадров может сделать фотограф за один съемочный день?
— Это сложный вопрос. Одно дело, если люди весь день сидят в кафе, и совсем другое, если они гуляют, да еще и пригласили кучу гостей, и просят сделать портрет каждого из них.
Вы можете представить себе, что такое армянская свадьба? Мне как то посчастливилось поработать на одной из них. Причем меня заранее попросили сфотографировать каждого гостя. Можете представить, чем это обернулось? Настоящей катастрофой: гостей было порядка трехсот человек! Все они не сидят на месте, а запомнить, кого сфотографировал, довольно трудно. В итоге может получиться огромное количество фотографий, в которых просто невозможно разобраться.
— Игорь, как подготовить профессиональный продукт?
— Снимать мы рекомендуем только в формате RAW. Он, в отличие от JPEG, позволяет сохранить большее количество цветов и передает все полутона. А это необходимо для последующей обработки фотографий. Процесс обработки разделяем на несколько этапов — отбор, конвертация серий, затем обработка в Photoshop. Если подойти к процессу конвертации RAW грамотно, то уже на этапе конвертации вы получите ровные по тону фотографии, и уже смелее, без опасения потерять целостность, сможете наводить лоск и делать художественную обработку в Photoshop.
Что касается художественной обработки, то фотография — это прежде всего творческое произведение, поэтому, если вы заметили, что вся красота действия как-то затерялась, и в супе чего-то не хватает, используйте Photoshop. Однако не стоит слишком усердствовать, иначе вы превратите реальность в нарисованную картинку. Необходимо сразу разъяснить молодоженам, что художественная ретушь слишком заметна и придает оттенок ненатуральности.
Существует несколько нестандартных подходов к художественной съемке и обработке, которые придают изюминку любой фотографии. В нашей Школе обработки и ретуши Фотолана мы рассказываем и показываем авторские приемы обработки фотографии, которые необходимы в работе ежедневно.
На наших курсах мы учим, как поднять уровень художественный уровень съемки и, соответственно, поднять ценовой уровень, как сделать результат более профессиональным, освободить за счет автоматизации время, потраченное на обработку.
— Вы разработали систему автоматизации обработки фотографий, расскажите подробнее, что это и с чем ее едят.
— В определенный момент времени мы столкнулись с тем, что обработка фотографий занимает огромное количество времени. Поэтому для его экономии мы создали уникальную систему обработки фотографий, которая состоит из трех частей: авторских экшенов Фотолана, имидж-процессора Фотолана и клавиатуры Smily OneClick. В результате использования нашей системы скорость обработки и качество снимков возрастают в разы! Высвобождается время для жизни и обработка из ежедневной рутины превращается в увлекательный творческий процесс.
— Какой техникой вы пользуетесь при съемке?
— Что касается техники, то здесь мы поклонники Canon. Для съемки мы используем три камеры: EOS 5D Mark II и два EOS 1 D Mark IV. Съемка «фиксами» позволяет сделать фотографию в любых условиях. Если же у вас компактная камера, то получить достойную фотографию несколько сложнее.
Недавно появилась новая технология свадебной съемки — снимать фиксированными широкоугольниками или объективом 16-35mm. Но при работе с «шириками» не стоит слишком увлекаться, иначе у вас может выйти невеста со слоновыми ногами.