Увлекшись волшебным миром фотографии, мы рано или поздно задаемся вопросом – развивая свои творческие способности, обучаться ли этому искусству у профессионалов,на фотокурсах, или учиться фотографировать самостоятельно: интуитивно, по наитию, периодически прибегая к помощи друзей, по советам из интернета и литературы по фотоделу, которую можно легко и в изобилии найти в любом книжном магазине?
Ещё более остро вопрос о целесообразности фотокурсов стоит перед теми, кто приобрёл профессиональный или полупрофессиональный фотоаппарат - ведь разобраться в нём достаточно непросто, а использовать такой сверхфункциональный агрегат только ради съёмки в автоматических режимах, фотографируя технически так же, как и компактной «мыльницей», не имеет особого смысла.
Безусловно, есть люди, которые, ознакомившись с инструкцией к своей зеркальной камере, и прочитав несколько изданий, посвященных технике съёмки и правилам фотоискусства, без особого труда применят полученные знания и информацию, и их съёмка будет эффективной и почти профессиональной.
Однакотаких, всё же, меньшинство. Дело в том, что в фотоделе достаточно много различных тонкостей, как технического, так и творческого характера, и порой уложить всё это в голове достаточно сложно, особенно новичкам без особого опыта.
Итак, какие же сомнения закрадываются в голову фотолюбителю, размышляющему на тему – быть или не быть фотокурсам в его жизни?
Во-первых, фотошкола – это платное удовольствие.
Цена вопроса колеблется от десяти до шестидесяти тысяч рублей за курс, в зависимости от продолжительности, интенсивности программы и уровня школы.
И в этом вопросе возразить, действительно, нечего.
Однако можно выбрать вполне бюджетные фотокурсы достойного уровня обучения и с хорошей программой.
Кроме того, даже не посещая фотошколу, а занимаясь исключительно самообразованием, денег на литературу по фотоделу всё равно придётся потратить достаточно. К тому же, гарантии, что мы всё изложенное в книге поймём правильно, на 100 % дать никто не может, а на курсах преподаватель доходчиво объяснит все необходимые детали, выделяя только главное, следуя четкой, продуманной и проверенной программе, специально созданной для усвоения в сжатые сроки, и мы можем не беспокоиться о некоей хаотичности информации, порой свойственной самообучению.
Во-вторых, многих смущает, что фотошкола требует достаточно большого количества времени.
Занятия после работы или в выходные отнимают свободное время, которое, как нам всегда кажется, мы сгораздо большим удовольствием потратили бы на что-то другое.
На это можно возразить следующее – поскольку занятия на фотокурсах происходят по заранее спланированной программе, по которой за определенное количество часов и в кратчайшие сроки мы сможем усвоить все те основы, на которые в самостоятельном изучении у нас ушло бы гораздо больше времени: допустим, мы прервали на какое-то время чтение фотокниги, отложили её, дошли до неинтересной и запутанной, на наш взгляд, темы и вовсе пропустили её, обойдя своим вниманием, или, в конце концов, оставили чтение специальной литературы, решив, что и сами уже фотографируем лучше Анселя Адамса, Ника Брандта и Патрика Демаршелье, не нуждаясь в теоретических знаниях.
Более того, время, выделенное для фотошколы и проведенное среди преподавателей и студентов, вовсе не является выброшенным из жизни – напротив, общаясь в профессиональной среде, окруженные такими же ценителями фотоискусства и объединенные общей целью – разобраться в теории, усвоить знания и получить навыки, мы час за часом погружаемся в атмосферу и специфику фотодела, впитываем его лексику, расширяем свой кругозор и, с помощью профессионалов, уясняем себе то, чего по каким-то причинам недопонимали при самообразовании, проверяем, правильно ли поняли определенные моменты.
В-третьих, многие взрослые люди, уже имеющие за плечами высшее, и порой даже не одно, образование, часто смущаются, когда в групповых занятиях разбирают домашние задания, при всех критикуя недочёты в снимках и разбирая ошибки.
Такая «уязвленная гордость», «мнительность» и неловкость заставляют людей избегать обучения в группах на фотокурсах. Они предпочтут или индивидуальные занятия, что достаточно дорого, или самостоятельное изучение предмета, что тоже не всегда продуктивно. Не всем легко свыкнуться с тем, что кто-то будет обучать его, взрослого, опытного человека, будет проверять и оценивать его работу, и тем более, при других людях. Есть такие, кто в этих случаях чувствует себя отстающим или некомпетентным, и это идет в разрез с его желанием постоянно быть лучшим и казаться всегда навысоте.
Но не стоит бояться выглядеть неопытным учеником в группе студентов. Занятия в группе как раз ценны, прежде всего, своим общением. Находясь в коллективе единомышленников, таких же увлеченных ценителей фотографии, таких же учеников, пытающихся путем проб и ошибок уяснить всё новое, мы усваиваем материал гораздо быстрее, мы заводим новые интересные знакомства, вместе творим и пробуем, делимся опытом. Кроме того, зачастую бывает полезнее, когда, заметив ошибку студента, преподаватель раз и навсегда избавит от неё учащегося, в то время как фотолюбитель, самостоятельно изучающий предмет, может и не подозревать, что постоянно совершает одну и ту же оплошность, даже не представляя, что на его пути к совершенствованию стоит некий досадный промах, который негативно влияет на результат съёмки и требует устранения. Он спокойно продолжает «творить», не зная, что делает что-то неправильно.
Ну, и, в-четвертых, когда ещё нам удается почувствовать себя настоящим фотографом-профи, если не в профессиональной фотостудии, в которой, так или иначе, проходит ряд занятий в фотошколах?
Разве можно сравнить работу со студийным освещением, с профессиональными насадками на источники света: рефлекторами, сотами, софт-боксами, зонтами, отражателями ис синхронизацией вспышки, с обычной фотосессией на кухне или в комнате при настольной лампе или дневном свете из окна?
Пусть мы никогда и не мечтали стать именно профессиональным фотографом и снимать в студии, но без сомнения, мастер-классы в фотостудии дают бесценный опыт работы со светом, фотоаппаратурой и аксессуарами. Свободно обращаться с фототехникой, правильно выставлять и чувствовать освещение – всё это, несомненно, огромный плюс и гигантский шаг вперед к прогрессу в изучении искусства фотосъёмки.
А это, наряду с удовольствием от получающихся отличных фотографий и отстутствия досадных оплошностей в технике, может стать шагом в мир профессиональных фотографов.
Институт Фотографии 2White, оптимально сочетая в себе все достоинства и плюсы обучения фотоделу:в плане уровня преподавания, продуманности программы,креативной атмосферы и доступной стоимости занятий, несомненно, поможет любому желающему достичь успехов как в освоении основ искусства фотографии, так и в дальнейшем творческом совершенствовании.
Мельникова Елена,
2White: Институт фотографии