Все большее распространение приобретает дистанционное обучение фотографии. Все, кому по каким-либо причинам недоступно очное образование, могут приобрести начальные знания и навыки, не выходя из дома. И уже потом решать, связывать ли свою дальнейшую жизнь с фотографией. Сегодня мы беседуем с Еленой Счастливой – основателем дистанционной авторской фотошколы, преподавателем, консультантом.
— Елена, школа названа Вашим именем. Обучаете только Вы или преподавателей несколько?
— Преподаватель в нашей школе один — это я. Школа существует уже 4 года, и я пока справляюсь с нагрузкой. Конечно, в планах школы иметь 2-3 преподавателя, но на данный момент это вопрос будущего.
— Как проходит взаимодействие с учеником через интернет? Какие плюсы и минусы у такого обучения?
— Пошагово процесс обучения выглядит следующим образом:
- После подачи заявки на обучение ученику приходит письмо с детальными инструкциями, как зарегистрироваться в школе.
- Далее, после оплаты обучения, ученик получает доступ к лекциям в личном кабинете на сайте, изучает их, задает интересующие вопросы на форуме школы. Часто мы разбираем вопросы, иллюстрируя их фотографиями, что очень действенно и удобно.
- Наряду с изучением лекций необходимо повысить свой уровень в постобработке, и в этом хорошо помогают бесплатные авторские видео-уроки, доступные только ученикам нашей фотошколы.
- После того, как работы по домашнему заданию готовы, ученик выкладывает их в своей зачетке на сайте школы и отправляет их на проверку учителю. Если они соответствуют поставленным задачам, отрабатываемым в данном задании, то в течение 1-3 дней ученик получает развернутые комментарии на каждую работу и продолжает свое обучение на следующем этапе.
Во время прохождения основной программы каждый ученик может пройти тематические мастер-классы, локально повысив свой уровень в определенном жанре фотографии (свадебная фотосъемка, съемка детей, макро и др.). Также в фотошколе существует услуга «Наставник», которая хороша для тех, кому нужны консультации учителя по вопросам, выходящим за рамки домашних заданий и мастер-классов, например, тонкости в обработке пейзажа или предметной съемки для рекламы какого-либо продукта.
Плюсы и минусы у этого вида обучения субъективны, часто зависят от того, кто отвечает на этот вопрос, но я выделю самые очевидные положительные и отрицательные факторы. Можно учиться, сдавать домашние задания и обращаться к материалам всех пройденных уроков в любое удобное для вас время. Не надо задумываться о расписании и посещении лекций. Учитель, несмотря на расстояние, всегда рядом и готов ответить на любой вопрос. Конечно, вся информация подается в визуальном виде, и придётся много и вдумчиво читать. Не просто обстоят дела с мотивацией, иногда обучение затягивается по причине отсутствия жёстких временных рамок, но в нашей школе сложно оставаться на месте, потому что общению, конкурсам, результатам обучения отводится большое внимание, и хочется идти вперед, обгоняя коллег и удивляя самого себя.
— Для кого больше всего подходит дистанционное обучение? Кто ваша основная аудитория?
— Основная аудитория нашей фотошколы — это люди, которые не могут или не хотят посещать очные занятия. Причин этому может быть много, но я перечислю основные:
- Плотный рабочий график.
Работающему человеку достаточно сложно выделить время на очное обучение. Кроме времени на обучение потребуется еще и время на то, чтобы отработать все полученные знания, а это не так быстро и просто можно сделать, посвящая работе большую часть своего времени. - Ненормированный график или удаленность работы от цивилизованных мест.
В связи с тем, что в фотошколе Елены Счастливой нет жестких сроков сдачи домашнего задания, она идеально подходит для людей, чья работа связана с долговременными командировками в места, где сеть Интернет труднодоступна или ее вовсе нет, а так же людям с ненормированным рабочим графиком, для тех, которые не могут строить планов на завтра или на неделю вперед. - Декретный отпуск.
Наличие маленького ребенка, а также отсутствие няни или нежелание оставлять его одного ради обучения на очных курсах. Среди наших учениц есть весьма успешные молодые мамы, которые за время декретного отпуска смогли не только вырастить любимых малышей, но и приобрести новую, любимую профессию. Конечно, это достигнуто большим, кропотливым трудом, но эти старания окупают себя сторицей. Большинство учениц из этой категории приходят в школу научиться хорошо снимать своих детей — это их первая цель, которая часто углубляется и расширяется в процессе обучения. - Определенные физические ограничения.
Вся информация в школе подается визуально, и потому глухим людям комфортно учится в нашей школе. Людям с ограниченной подвижностью тоже хорошо у нас, потому как они не испытывают дискомфорта в решении своих вопросов. - Проживание в городе, где нет очной фотошколы.
Этот сегмент учеников самый большой из всех имеющихся. Маленькие города не имеют столь обширной программы образования, как большие, а именно там иной раз живут жемчужины и таланты России. В нашей школе учится вся Россия, от Калининградской области до острова Сахалин, и ученики небольших городов удивляют меня порой больше всего своей выдумкой и способностью видеть прекрасное, своим креативным, нетривиальным подходом. - Проживание заграницей и желание получить образование на родном языке.
Таких учеников последнее время становится все больше. Европа и Америка занимают лидирующие позиции, за ними по популярности идет Израиль и страны Востока. Эти ученики — выходцы из России, для которых обучение в нашей школе — это не только возможность получить образование, но и общение, которое иногда перерастает в большую дружбу между учениками.
— Расскажите немного о своей методике преподавания.
— Я отношусь с большим уважением к каждому ученику, несмотря на его результаты. Комментируя фото-работы в домашнем задании, я комментирую только работу, не затрагивая критикой личность ученика. Мы всегда отвечаем на вопрос: «Что можно сделать лучше в работе?». Основа моей методики лежит в области коучинга. Я больше консультант, чем учитель, и стою на одной ступени с учеником. В школе учатся и студенты ВУЗОв, и руководители больших компаний, но в начале обучения все испытывают неуверенность. Иногда достаточно помочь человеку почувствовать себя увереннее, помочь ему взглянуть на мир нетривиально, и мы видим феноменальный скачок роста уже в самом начале обучения. Иногда нужно кропотливо работать над техникой исполнения, над умением видеть детали. А иногда нужно дать ученику базис знаний и просто не мешать ему развиваться.
Как я могу определить, что надо делать, если не вижу людей, не вижу их глаз? Я вижу их работы. Этого вполне достаточно. А, если ученик выкладывает результаты своих съемок на форуме школы, я совершенно точно понимаю, куда он двигается и что мне надо делать.
Также я не скрываю секретов. Все, что знаю, всем делюсь с учениками. Этим же пропитан наш форум. Знание, то есть осведомленность, — не есть навык, который можно применить на практике. И наша задача переводить все знания, свою осведомленность в навыки, в практические приемы.
— Каков уровень ученика после прохождения основного курса? Что ему делать дальше? Может ли он начинать карьеру фотографа-профессионала?
— Основной курс дает хороший фундамент знаний в области цифровой фотографии. Ученики получают информацию от элементарных основ управления тональностью фотографий, зоной резкости, композиционным построением кадра до нюансов съемки портретов, натюрмортов, стеклянных объектов, пейзажей. Домашние задания по всем этапам дают возможность ученикам попробовать себя во всех жанрах фотографии, и понять какой жанр больше по душе, в каком жанре им интереснее работать. Это первый шаг к тому, чтобы определится со своей фотографической судьбой.
В школе, на форуме мы много говорим о профессии фотографа, о нюансах работы с заказчиком, о построении своей фотографической карьеры. Ученики делятся своими вопросами, советуют друг другу, как решить ту или иную задачу. Наиболее успешные ученики, которые уже давно позиционируют себя как фотографы-профессионалы, могут дать весьма ценный совет, и в этом помогает атмосфера школы: доброжелательная, уважительная и информационно открытая.
Конечно, не каждый ученик после прохождения основного курса может считать себя фотографом-профессионалом, также как, например, не каждый выпускник юридического ВУЗа может считать себя полноценным адвокатом или юристом. Талант помноженный на труд, на любознательность, на грамотную работу с информацией, а также умение конструктивно принимать критику, вдумчиво относится к своим кадрам, а особенно к определяющим нюансам в них — вот залог успеха.
Каждый ученик воспринимает фотошколу Елены Счастливой как начало своего пути, и те, кто хочет стать фотографом-профессионалом, могут расширять свои навыки путем посещения мастер-классов у именитых фотографов, прочтением книг по фотографии, посещением выставок и сайтов, где собраны уникальные, лучшие фотографии. Я часто говорю ученикам, что надо тренировать свои глаза, смотреть фотографии лучших авторов мира, анализировать их, задавая себе вопросы: «Как это сделано?», «Что сделало эту фотографию шедевром?», «Почему она мне нравится?», «Что я могу взять из этой работы для себя?», «Каких знаний и навыков мне не хватает, чтобы сделать так же?».
Часть учеников становятся фотографами-профессионалами уже после 5-го этапа, часть — на последних этапах, а часть не станут профи никогда (не потому что не могут, а потому что не хотят, это не их цель). Количество пройденных этапов основной программы не гарантирует звание «профи» никому, но очень способствует наработке необходимых навыков и дает все необходимые знания для хорошего старта.
— Кто такой, по-вашему, фотограф-любитель?
— Это совершенно точно неизлечимо больной человек! Он видит мир иначе, чем другие. Он много и часто нажимает заветную кнопку спуска фотоаппарата, любуясь и восхищаясь этим миром. Этот человек любит этот мир! Он творчески наполнен, он испытывает интерес, он полон энергии. Эти люди могут расстраиваться и испытывать негативные эмоции, но редко подвержены депрессиям. Фотограф-любитель любит фотографию всей душой, неважно, в какой смысловой тональности он любит снимать и какой жанр считает своим.