Елена Счастливая: «Что помогает рождаться талантливым и успешным фотографам?»

Елена Счастливая

— Просматривая сайт одного талантливого фотографа, мы увидели, что у него в биографии указано «закончила фотошколу Елены Счастливой». Знаем мы вас уже давно, и тема интервью родилась сразу же: «Что помогает рождаться талантливым и успешным фотографам?» Начнем с первого вопроса: у вас много учеников, которые стали фотографами?

— Мне повезло, что я могу отслеживать успехи своих учеников, и в этом мне помогают как сами ученики, так и общение с ними в соцсетях. Мне очень важно видеть успехи своих учеников, и я могу сказать, что их достаточно много. Я пыталась подсчитать в процентах величину успешных учеников от общего количества учеников фотошколы, но потом поняла, что это не верная статистика, потому как цели у учеников разные. В школу идут еще и потому, что просто хотят делать хорошие фотографии для собственного творчества или воспринимают фотографию как хобби. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что школа может гордиться более чем 50 фотографами. Некоторые из них уже дают свои мастер-классы, и они пользуются большой популярностью.

— Интересно! То есть Вы растите в том числе конкурентов?

— Получается, что так, но я не расстраиваюсь по этому поводу. Достигая определенного мастерства, некоторым людям важно начинать делиться знаниями. Это нормально. Две моих весьма успешных ученицы на данный момент являются преподавателями в онлайн-фотошколе Fotoshkola.net. Я знаю две фотошколы, открытые фотографами, которые учились в моей фотошколе. Мастер-классы дают порядка 10-15 фотографов, учившихся в моей фотошколе. И это очень здорово! Основная цель фотошколы — это давать знания и уверенность в своих силах.

— Став Вашими конкурентами, бывшие ученики используют учебные материалы, которые получили в Вашей школе?

— Я не проверяла это лично. Учебные материалы моей фотошколы уникальны, но они в любом случае содержат информацию, полученную из открытых источников. Информация в наше время не может быть чей-то собственностью. Это нормально. Конечно, в лекциях есть и мои личные секреты и выводы, однако я их не считаю секретами.

— Ну хорошо, а вот эти конкуренты, они скрывают, что учились у вас или говорят об этом открыто?
— Я замечаю, что открыто о том, где фотограф учился, он говорит только в том случае, если это был, ну скажем, профильный факультет в известном зарубежном университете или мастер-класс у очень известного фотографа с мировым именем. В остальных случаях фотографы почему-то не пишут о том, какие курсы заканчивали, и это касается не только моей фотошколы. Это общая ситуация. Онлайн-фотошкола вряд ли может конкурировать, например, с Arts University Bournemouth, и потому я пока не рассчитываю на то, что упоминание о моей фотошколе будет на каждом сайте моего ученика. Но я думаю так: указать список посещенных мастер-классов, законченных курсов, показать в своей биографии факт профессионального обучения фотографии — это вполне грамотно и дает будущим клиентам понимание, что они будут работать не с самоучкой. И это большой плюс.

— А есть прецеденты, когда ученики просили скрыть все материалы о своем обучении с сайта фотошколы?

— Открытых просьб такого рода не было, но я наблюдала успешную попытку взлома сайта фотошколы и удаление всего процесса обучения одной из учениц, которая стала известным фотографом и сейчас открыла свою фотошколу. Это очень удивило меня: зачем взламывать сайт, если можно открыто и спокойно попросить о скрытии всего учебного процесса с сайта фотошколы? Ведь я же не смогу отказать в такой просьбе, понимая, что процесс обучения ученика — это его собственность. Мое недоумение по этому поводу было, конечно, окрашено и обидой, но я так же понимаю, что мир скорее всего обошелся с этим человеком весьма жестоким образом, раз у него не возникло такой простой и логичной мысли: написать мне письмо-просьбу. Хотя бы для начала. Ну да ладно, не будем о грустном. Давайте продолжим нашу основную тему интервью.

— Да, давайте. Какие ученики сейчас — ваша гордость?

— С удовольствием перечислю несколько из них, и понимаю, что не смогу похвастаться полным списком по двум причинам: у меня его у самой нет, что-то ускользает от моего внимания, да и размер интервью не позволит этого сделать. Но я попробую выделить то, что приходит первое на ум:

Татьяна Домничева

Юлия Моисеева

Екатерина Штерн

Лена Щербаева

Марина Пронина

Ия Волкова

На сайте фотошколы есть специальная страничка, которая продолжит список фотографов, в чей фотографической судьбе фотошкола сыграла свою роль.

— Да, впечатляет! А как же стать хорошим фотографом? Что же надо делать? Многие думают, что это большая тайна.

— Нет никакой тайны, конечно. Есть миф, что это тайна. Я расскажу приблизительный алгоритм становления фотографа, и попутно отмечу, что моя фотошкола может дать для каждого этапа становления фотографа:
1. В первую очередь, конечно, надо постичь азы фотографии, иметь фундамент знаний, который будет обеспечивать нас прогнозируемо положительным результатом съемок. Хорошо бы этот этап пройти в фотошколе. В нашей фотошколе такой фундамент дает основная программа обучения.
2. Необходимо так же развивать свою информированность в тех жанрах съемки, которые больше нравятся, в которых чувствуем наибольший интерес и комфорт при съемке, и мастер-классы в этом отличный помощник.
3. Обязательно повышайте свой уровень постобработки в графических редакторах. Без него не может быть фотографии. В цифровое время постобработка – это как проявка пленочной фотографии. Качество этой проявки должно быть безупречным. В помощь ученикам нашей фотошколы 50 бесплатных уроков по Photoshop (доступных только ученикам) и мастер-классы по постобработке.
4. Далее надо стать насмотренным фотографом. Насмотренность — что это? Это опыт анализа фотографий, который влияет на наше творчество сильнее, чем мы можем представить. Для этого в нашей фотошколе есть очень много:

  • Композиционные разборы на форуме фотошколы, где мы каждую неделю разбираем одну интересную фотографию так детально, что вопросов о ее композиционной составляющей после такого разбора нет. Попутно мы делимся тем, как воспринимаем этот кадр, какие художественные приемы использованы автором и как. Очень важный опыт, принимая участие в котором повышаешь свой уровень разбора снимков многократно. Раздел форума закрыт и виден только ученикам фотошколы.
  • Раздел форума «Вдохновение», где каждые 2 дня выкладывается новая подборка фотографий и всегда есть на что посмотреть и что обсудить с коллегами.
  • Наш Facebook с постоянным показом фотографий мастеров известнейшего фотоагентства Magnum, ставшие классикой фотографии.
  • И, конечно, комментарии на домашние задания учеников 5-го этапа основной программы по теме композиции в нашей фотошколе. Вообще изучение комментариев к чужим работам — это очень хороший опыт.

5. Обязательно надо воспитывать в себе восприимчивость к критике, умение объективно оценивать свои фотографии. Тут помогает раздел «Галерея» нашего форума, где ученики выкладывают свои фотографии и комментируют их. Надо сказать, что атмосфера со стороны может показаться слишком доброжелательной, но это только со стороны. Как только мы начинаем получать критику или отзывы на наши собственные фотографии, мы начинаем понимать почему в фотошколе достаточно серьезно контролируется соблюдения правил общения и почему доброжелательная атмосфера критики на фотографии позволяет нам не терять вдохновения.
6. Потом можно начинать выходить на внешний уровень. Первое, что надо начать делать – это заняться продвижением себя как фотографа. Моя весьма успешная ученица Наталья Челайе, которая живет в Испании и преподает в нашей фотошколе мастер-классы по постобработке, написала по этой теме статью «Основы самопродвижения себя как фотографа». У нас на форуме в разделе «О работе фотографа» можно обсудить любой вопрос по нюансам работы фотографа (раздел форума, конечно, закрыт для просмотра гостям). Одновременно с началом продвижения себя как фотографа я бы советовала расширить и свой творческий взгляд, посетив мастер-классы или курсы по фотографии в других фотошколах. Зачем? Выход из привычного состояния, из привычной ситуации часто дает большие возможности роста, и опираться в своем развитии только на одного человека или школу — это ограничивать себя в знаниях и впечатлениях.
7. Последним шагом, который останется с фотографом навсегда я бы назвала «активность и развитие».
Активно выкладывайте свои фотографии на фото-сайты, активно ведите свой блог и даже несколько, активно отвечайте на все комментарии, расширяйте свой круг знакомых. Соцсети — это переговорный кабинет фотографа. Показывая любые фотографии своих заказчиков, отмечайте их на своих фотографиях в соцсетях — это расширит круг Ваших потенциальных заказчиков. Выбирая фотографа, многие люди опираются только на прямые рекомендации своих знакомых. Имейте это ввиду. Это касается любых проектов — как коммерческих, так и частных.
Будьте интересны вашим подписчикам в соцсетях, делайте что-то интересное, затевайте интересные фото-проекты, участие в которых можно выиграть. Расширяя свой круг общения, посмотрите на популярных фотографов. Что они делают? Как они это делают? Почему они популярны? Наблюдая за ними, вы тоже развиваетесь. Вначале у вас должно быть много свободного времени, но впоследствии, через пару лет активной социальной жизни, фотограф лишен этого, потому как загружен заказами и проектами. В этот момент у вас, возможно, уже не останется времени на обучение, но тут важно не останавливаться, постоянно читая, просматривая что-то новое, посещая мастер-классы других фотографов. Главное — постоянно показывать свои снимки и быть готовым к общению, постоянно развиваться и постоянно снимать.

— Можно растеряться. Получается, очень много нужно знать и делать…

— Да уж, купить фотоаппарат и сразу стать фотографом не получиться. Назвать себя фотографом может в общем-то любой человек, у которого есть большой черный фотоаппарат, но стать фотографом после таких не хитрых шагов получается только у самородков, коих ну очень мало на планете Земля. Об этом часто говорят маститые фотографы, и на эту тему очень много шуток в мире фотографии.

— А как вы относитесь к понятию «талант»?

— Талант — это наш большой помощник и большой вдохновитель. Много есть споров о том, что талантливому человеку не надо учиться фотографии, что таким образом он привносит в свое творчество слишком много рамок. Я же считаю так: учиться можно по-разному. В учебе участвуют два человека: учитель и ученик. Их отношение к обучению как таковому и к фотографии формирует атмосферу и успешность самого обучения. Так как я могу говорить только о себе, то с уверенностью могу сказать, что отношусь к ученикам с большим уважением, ведь в моей школе учатся взрослые люди, которые часто весьма успешны в жизни, и их решение учиться всегда заслуживает только уважения. Комментируя работы, я комментирую только работы, не затрагивая личность ученика. Видя, что ученик начинает творчески поиски, начинает нарушать правила, выходит за рамки, я всегда поощряю эти вылазки. Всегда говорю о том, что правила для того и нужны, чтобы сначала о них знать, а потом — нарушать, когда совершенно точно уверены в том, почему мы это делаем. Такое понимание один талант не даст, успешность фотографа — это всегда клубок причин и следствий.

Фото Людмилы Кочетковой, выпускницы фотошколы Елены Счастливой и с 2013 года члена Союза Фотохудожников России:



При использовании материалов из этого раздела ссылка на сайт Photo-Study.ru обязательна!