Елена Счастливая, основатель Online-фотошколы Елены Счастливой, рассказывает о том, как начинающему фотографу может помочь сервис Pinterest и вообще об организации своей фотографической деятельности с помощью современных технологий.
Pinterest облюбовали дизайнеры, увлеченные домохозяйки, люди, планирующие мероприятия и организующие их, а также любители фотографии. Люди любят Pinterest потому, что можно делиться идеями, рецептами, вариантами и всё это визуализировано. А чем он хорош для фотографов? Это идеальный инструмент для многих задач! И я вам расскажу, почему.
Словарь Pinterest
Для начала нам надо усвоить несколько понятий, которые есть только в Pinterest:
- Пин — любая фотография или изображение
- Пинить — размещать фотографию на Pinterest
- Пиннер — человек, который размещает фотографии, то есть Вы или кто-либо другой в Pinterest. Все пользователи Pinterest — это есть Пиннеры.
- Доска — раздел в Вашем аккаунте, в котором вы собираете фотографии. По общему смыслу очень похож на обычную папку в Вашем компьютере.
Если вы никогда не сталкивались с Pintererst, то посмотрите ролик на главной справочной страничке Pinterest — это займет не более двух минут и даст самые основные понятия о том, как там всё работает.
Реклама себя как фотографа в Pinterest
Если у вас есть свой фото-сайт, создайте доску у себя в Pinterest и пиньте свои фотографии на доску со своего сайта. Лучше, если вы будете создавать тематические доски по жанрам или темам. Это позволит вашим пользователям подписываться на ваши доски, которые им интересны, а вам — впоследствии показывать эти доски как альбомы по темам своим клиентам.
Какие темы у досок могут быть? Если вы снимаете в одном-двух жанрах, то лучше разделить темы досок по темам внутри жанров. Если вы снимаете в более чем трех жанрах, то доски можно разделить по жанрам. Например: натюрморт, макро, свадьба и дети. Если, например, вы снимаете только свадьбы и детей, тогда можно создать доски по тематике свадеб и по тематике детских съемок. Не надо создавать для каждой свадьбы отдельную доску. Pinterest тем хорош, что пользователи будут подписываться на обновления на ваших досках, и добавление новых фотографий не пройдет для них незамеченным. А вот добавление новых досок они могут пропустить. В Pinterest распространение фотографии получают при постановке лайка, при пине Вашего пина другим пиннером. (Как смешно звучит! Я переведу эту фразу: при размещении вашей фотографии у себя в аккаунте другим пользователем Pinterest) Чтобы отслеживать появление новых фотографий у важных авторов, можно подписаться на их доски, и тогда уведомление о новых пинах будет приходить Вам на емайл. Именно поэтому надо очень аккуратно продумывать темы для своих досок и не создавать их для каждой съемки.
Суть Pinterest в том, что люди забирают Ваши фотографии себе на доски, показывают их, другие люди забирают фотографии у них себе на доски и так далее. Фотографии легко распространяются, но источник фотографии всегда остается неизменным — это ваш сайт. Ссылка на источник (на ваш сайт или другую соцсеть) всегда находится под фотографией, также навсегда будет сохранен автор пина, то есть вы. Так в Pineterest защищают авторские права. А это значит, что реклама на вас будет работать всегда. И это очень здорово!
Важный момент: поисковик в Pinterest ищет слова из описаний снимков, поэтому придумывайте краткие описания своих фотографий. А если вы обладаете талантом излагать свои мысли, то это вообще чудесно, но помните об ограничении в 500 знаков максимум. Люди любят красивые описания снимков. И это работает! Проверено.
По секрету скажу, что Pineterest сейчас завоевывает все большую и большую популярность в России. И быть первым в нем — это значит успеть!
Я присматривалась к разным платформам, на которых может размещать свои фотографии фотограф, и пришла к следующему заключению:
Flikr хорош, но он хорош только как облачный сервис хранения. Фотографии там, конечно, смотрят, но клиентов вы там вряд ли найдете. Хотя, это мое субъективное мнение.
Фотогалереи и фотопорталы — это место обитания фотографов. Клиенты, конечно, туда заходят, но я там как клиент чувствовала бы себя там крайне неловко: слишком фотографично, слишком много фотографов и слишком все красиво. Удобно, что есть разбивка по городам, контакты и так далее.
Фотопорталы узкой направленности — вот тут клиент будет себя чувствовать очень хорошо. И вам, как фотографу, обязательно надо присутствовать на таких фотопорталах, если вы точно понимаете, в каком жанре вы работаете или будете работать фотографом.
Pinterest — это сервис рекомендаций. А рекомендации, как известно — лучший способ продвижения среди фотографов. Pinterest — соцсеть для визуалов, и это объединяющее свойство дает нам возможность полагать, что тут мы будем поняты друг другом. Pinterest чем-то похожа на Instagram в этом, но Instagram менее функциональна. Мобильность Pinterest еще мало оценена пользователем. При этом приложение на смартфоне Pinterest обладает той же привлекательностью, что и в браузере. После моего детального знакомства с этой соцсетью, я уже почти не вижу смысла иметь свой собственный сайт фотографа. Он давно уже является чем-то имиджевым, но не функциональным. Клиенты фотографов живут не у них на сайтах, а в соцсетях. И что бы ни говорили, но это правда жизни. И мне видится, что в ближайшее время дела будут обстоять именно так. Поэтому можно смело вкладывать свои усилия в соцсети. Особенно ориентированные на визуалов. Это Instagram и Pinterest. Отмечу, что в Pinterest очень хорошо себя продвигать, если вы любите food-съемку, предметку, макро, флору, свадьбы, детскую тематику и фешн.
Facebook, Vkontakte, Odnoklassniki — это тоже соцсети, где отлично работают рекомендации и перепосты. Их обязательно надо вести, особенно если Вы работаете в свадебной и детской съемках. Но это тема отдельной статьи.
Pinterest — хранилище идей
Это, пожалуй, самое логичное применение Pinterest. И самое привычное для большинства пользователей.
Очень много людей собирают фотографии себе на доски перед ремонтом, свадьбой, праздниками и просто для души. Некоторые любят вести виш-листы в Pinterest. Это обычные люди. Ваши клиенты, между прочим. Но! Вы тоже можете делать так же.
Если вы используете Pinterest для рекламы себя как фотографа и не хотите показывать в нем ничего личного, то вы можете создать секретную доску для того, чтобы наполнять ее идеями для своих будущих фотосъемок. Видеть её будете только вы. Вы можете создать много разных секретных досок для личных целей. Если вам потребуется кому-то показать секретную доску, вы сможете добавить в нее пиннера, нажав «Изменить» на иконке доски. Как только работа по доске будет закончена, вы можете удалить ненужного вам пиннера. Примечательно, что добавлять пиннеров можно, вводя их адрес электронной почты! Это очень удобно.
Любую секретную доску можно сделать публичной один раз. Но ни одну публичную доску уже нельзя засекретить. Это правило Pinterest вызывает во мне недоумение, но, думаю, в этом есть своя логика: Pinterest все-таки — социальная сеть, и им важно, чтобы доски были публичными.
В силу того, что я являюсь основателем и учителем в одноименной Online фотошколе, я приведу в пример Pinterest своей фотошколы, в котором есть доски, где приколоты пины с идеями съемки в разных жанрах: для свадьбы, детской съемки, портретов и натюрмортов. Пины на этих досках всегда идут с кратким описанием идеи, и именно они становятся идеальным наполнением досок с идеями для фотографов. Полезные фотографии распространяются чаще всего в сети Pinterest. Очень удобно перед съемкой заглянуть на свою доску идей, открыв ее на экране компьютера или на своем смартфоне. Беглый просмотр пинов — и вы быстро вспомните нюансы съемки, свои мысли и идеи. Добавьте к фотографиям свои заметки в виде комментариев, чтобы не забыть самого важного.
Очень удобно отправить отдельный снимок из любого места в Pinterest своей будущей модели или дизайнеру как иллюстрацию той или иной идеи. Это можно сделать, отправив ссылку из браузера любым удобным для вас способом или же использовать кнопку «Отправить» в окне просмотра фотографии в Pinterest.
Вы уже поняли, что самые популярные фотографии в Pinterest — это фотографии, изображение которых будет полезно пользователям, будет их вдохновлять на что-либо, и описание кадра будет полезным и позволит быстро найти фотографию в поисковике этой соцсети. Размещая фотографии в Pinterest надо понимать, что некоторые фотографии будут призваны показать Ваше мастерство как фотографа, а некоторые — сообщить о вас. Расширьте вектор полезности своих фотографий описаниями, но так, чтобы они не выглядели как спам. Связный краткий текст с описанием фотосессии — это то, что нужно. Если Вы готовы делиться своими идеями или тем как снята фотография, то делитесь! Pinterest — отличное место для этого. Ваш труд не пропадет даром, если им поделятся или его порекомендуют.
Работа с клиентом в Pinterest
Планируя любую фотосъемку с частным заказчиком, я всегда прошу его визуализировать задачу фотосессии. Это жесткое требование работы с любым моим клиентом.
Встреча фототографа и клиента в студии с предварительным «Сделай мне красиво!» иногда дает несуразный плод фотосессии, потому как «красиво» для фотографа и для клиента может означать разные вещи. В итоге клиент чаще всего недоволен или молчит, закусив губу, а фотограф недоумевает, почему такое могло произойти. Такие истории происходят сплошь и рядом, особенно у начинающих фотографов.
Визуализация будущей фотосъемки в Pinterrest — занятие увлекательное и приятное. Одно дело листать миллион фотографий в поисковике, где 80% — это простой рекламный мусор, делая 3-4 клика, чтобы их сохранить и потом отправлять письмо, чтобы их показать друг другу (плюс один клик). Другое дело — листать Pinterest, используя краткий поисковый запрос, сохраняя пин в два клика в секретной доске, к которой имеете доступ только вы и клиент. В комментариях к фотографиям можно организовать переписку с уточнением деталей идеи, и тогда не будет путаницы, по какой фотографии какие мысли возникли у вас и у клиента, какой надо взять реквизит и где что надо подготовить. Удалив ненужные идеи, на доске вы оставите только те пины, которые отразят суть будущей съемки и позволят взглянуть на нее с высоты птичьего полета, оценить стилистику будущей съемки.
Попробуйте! Вы увидите как это здорово работает.
В завершении хочу отметить, что любая организация внутренней работы должна повышать ее эффективность и безопасность. Высокопарно, конечно, звучит, но суть моей мысли такова: фотограф с накоплением опыта работает всё с большим и большим количеством файлов. У него растет архив своих фотографий. Растет архив идей для фотосъемки. Ведутся блоги, соцсети. Почтовый ящик взрывается от писем. Что с этим всем делать? Организовывать.
- Ваш сайт — это простая визитная карточка. Пока вы ее не дадите кому-либо, она работать не будет. Сайт как свою визитную карточку надо раздавать. И в этом нам помогают соцсети, ссылка на ваш сайт в подписи к письмам и на ваших фотографиях. Вставьте в копирайт адрес своего сайта, при редактировании всегда добавляйте в ключевые слова снимка, адрес сайта и имя автора.
- Ваш архив — это ваше богатство. Его надо хранить безопасно. Самый безопасный способ — это облачный сервис типа Dropbox или Яндекс.Диск. Облачные сервисы придумали много всего, чтобы хранить информацию безопасно, и это отличный способ не зависеть от поломок железа и от местонахожедения вас лично. У меня тонкий ноутбук, который не может похвастаться только одним: местом на жестком диске, поэтому рабочие файлы, к которым я обращаюсь постоянно, я храню на сервисе Яндекс-диска с установкой этой папки себе на ноутбук. Там лежит только самое необходимое и занимает минимум места. Свой большой архив я храню на Dropbox, платя 9,99 долларов в месяц за 1 Тб места. Я пробовала разные облачные сервисы, но Dropbox мне нравится простотой использования, функционалом и дизайном. Dropbox подключен к моему смартфону, что упрощает обращение к архиву, если на встрече с клиентом надо показать какую-либо съемку, например. Также я люблю обращаться к архиву при постниге в своем блоге Instagram.
- Ваши клиенты — это ваше будущее. Где хранить записи о клиентах? Учетная запись в Google позволяет сохранять все рабочие телефоны, и при смене смартфорна или SIM-карты вы не потеряете ни одного человека. Также Google очень хорош в управлении своими контактами. Используйте эту возможность. Наверняка у вас уже есть Google-аккаунт.
- Ваши знания — это ваш багаж. Где он? У меня в Evernote. Это приложение позволяет сохранять все страницы из браузера (в том числе и выделенные фрагменты), электронные письма, pdf-файлы, изображения, простые текстовые заметки и т.д. А после смотреть, искать и редактировать их на смартфоне, компьютере или из любого браузера. Это мега-удобно. Отсутствие зависимости от любой поломки любого гаджета дорого стоит, но эти деньги окупаются, поверьте мне. Привыкнув к Evernote, вы забудете о тетрадках для рецептов, собирании визиток, ведении блокнотов, поиске этого всего в ящичках комодов и письменных столов. Присмотритесь к этому сервису, он экономит массу времени.
- Ваше время — это ваша жизнь. Ничего лучше, чем планирование своего дня в календаре Google еще не придумано. Этот календарь синхронизируется с множеством приложений для любой платформы смартфонов, и свой план дня я всегда вижу на главном экране своего смартфона. Я никогда не пропускаю никаких важных событий и мне всегда легко запланировать любую съемку, потому как мой календарь всегда со мной.
- Ваши идеи — это ваше развитие. Понятное дело, что я их храню в секретных досках на Pinterest.