Сегодня мы представляем вам фотошколу с нетрадиционным подходом к обучению. Занятия здесь проходят в небольших группах, курсы состоят из коротких ориентированных на практику мастер-классов, которые ученик выбирает самостоятельно. О фотошколе GARAGE MODE рассказывает ее директор и основатель — фотограф Александр Хомяков.
— Александр, насколько я понимаю, название школы полностью отражает принцип ее работы. Расскажите, что из себя представляет обучение в «Гараже».
— Динамика, стиль, лаконичность — вот три кита, на которых стоит GARAGE MODE. Эти принципы прослеживаются во всем — от айдентики до программы курсов. Небольшие группы, короткие занятия, разноплановая, но четко структурированная теория, практическая работа в реальных условиях — так устроена система обучения в «Гараже». Главная «фишка» в том, что школа не навязывает порядок изучения — вы сами решаете, какая информация вам необходима в данный момент. Но в то же время прохождение всех предлагаемых мастер-классов гарантирует вам полное и разностороннее освещение предмета. Курсы состоят из коротких мастер-классов, которые вы выбираете сами, под собственные задачи. Здесь есть чем заинтересовать и новичка и практикующего фотографа.
— Александр, я знаю, что вы — приверженец академичного подхода к образованию. Как случилось, что вы создали школу с совершенно иными принципами работы?
— Это только на первый взгляд. На самом деле, никакого противоречия нет. Я, например, программы своих курсов составляю, выбирая из того, что дают в вузе, то, что, по моему мнению, действительно может пригодиться на практике. А за 10 лет в профессии практики у меня было немало. Хорошей и разной. Определившись с темами, изучаю материалы по ним из разных источников. А когда понимаю, что тема раскрыта уже достаточно полно и квалифицированно, стараюсь сформулировать всю нужную информацию коротко и ясно, ничего не упуская, но и без «лирических отступлений». По принципу «необходимо и достаточно». Это мой фирменный рецепт короткого, но вполне академичного курса.
— Но как же принцип последовательного продвижения, обязательно от простого к сложному? Вы ведь даете своим студентам свободу выбора, в отличие от высших учебных заведений.
— Да, но и это, на мой взгляд, вполне укладывается в понятие академичности. Почему нет? Человек сам обнаруживает «дыры» в своем информационном поле и осознанно принимается их латать. Мы предоставляем ему материал и даже последовательность действий рекомендуем. А он — опять же самостоятельно — решает, воспользоваться ею или выбрать иную, свою собственную. Ключевые слова тут — «самостоятельно» и «осознанно». Чем больше человек включен в процесс, тем выше КПД обучения. А результат для меня все-таки важнее формы.
— И напоследок — вопрос философский. В фотографии с некоторых пор наблюдается неприятная тенденция — мастерство фотографа измеряется не столько качеством снимков, сколько длиной объектива. У кого профессиональная камера, тот и профессионал, у кого аппаратура подороже, и работа ценится выше. Что Вы думаете по этому поводу?
— Конечно же, доступность технического оснащения никогда не заменит истинного мастерства. Это очевидно, и во многом благодаря плодам того же технического прогресса — интернету, к примеру, — элементарно есть, с чем сравнить. Фотокамера, даже самая современная, — ведь это же не волшебная палочка. Ее наличие не делает вас всемогущим автоматически. Да, практически любую информацию сейчас можно получить самостоятельно, даже в открытом доступе ее достаточно, но изучение тематических форумов, статей и даже серьезных книг не всегда помогают достичь желаемого. Это далеко не самый прямой путь, и часто просто не хватает терпения пройти его до конца. Ведь самая соль не в знании, когда и какую кнопку нужно нажать. Важно ощущение правильности того, что делаешь... Не самая точная формулировка, но думаю, Вы понимаете, о чем я. Для многих прийти к этому с помощью преподавателя означает сэкономить массу времени, нервов и сил, а для кого-то самостоятельное преодоление барьеров на пути к успеху попросту невозможно. Так что я верю, что «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно».