
14 декабря ФотоДепартамент представляет лекцию Екатерины Васильевой «Дюссельдорфская школа: нейтральное и предметность».
Лекция посвящена Дюссельдорфской школе фотографии. Небольшой лекционный курс рассматривает два фундаментальных сюжета — предметность и социальное: на них основана фотографическая традиция, сформировавшаяся вокруг Художественной академии в Дюссельдорфе. Эти два аспекта рассматриваются как обращение к предметной среде и социальному пространству. Техника создания фотографического изображения заставила воспринимать визуальное аналитической формой, позволила видеть концепт общественной средой.
Взаимоотношение с пространством и объектом, способы его представления стали одной из содержательных основ фотографии Дюссельдорфской школы. Пустота, недеференцированность пространства, тотальное присутствие предмета оказались способом объединения территории. Такие снимки находят смысловые и содержательные параллели в ранней фотографии — в кадрах Эжена Атже и у мастеров Гелиографической миссии. Тема каталога, архива, структуры есть обратная сторона интереса фотографии к заурядному и бессистемному. Изменение параметров видения — это изменение принципов ранжирования, изменение смысла. Перспектива подразумевает создание иерархической структуры, разделение главного и второстепенного. Фотографии Дюссельдорфской школы рассматривают линейную последовательность центральной идеей европейской визуальной традиции. Тактильные качества перспективы становятся отправной точкой — и содержательной, и оптической. Они определяют новые смысловые принципы, где все предметы равнозначны по степени своей принадлежности пустоте — как физической, так и социальной.
О лекторе: Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Более десяти лет занимается вопросами истории и теории моды и фотографии. Читает лекции по теории фотографии, моды и дизайна в Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей Школе Экономики в Москве, центре современного искусства «Гараж». Автор книги «Город и тень. Образ города в художественной фотографии XIX-начала ХХ веков» и многочисленных статей по истории фотографии.