Выпускница фотошколы ШкАФ Наталья Кореновская рассказывает о профессии театрального фотографа. О любви к театру, об особенностях театральной съемки и о рынке театральной фотографии в России.
– Как вы пришли к театральной фотографии?
— С театром у меня давние и непростые отношения. Дело тут не в привычном для многих влечении к его закулисью, магии и особому миру, идеализируемому зрителями. Хотя, не скрою, и этот интерес у меня до сих пор присутствует. Тут все гораздо глубже. Любовь. Истинная, настоящая. Которую, когда обретаешь, даже не понимаешь, как раньше-то и жил все эти годы. И мысль, что можно (или придется) от этого всего отказаться, даже страшно допустить.
Попытки съемок в театре были еще до переезда в Петербург. Это были настолько робкие и любительские шажки (впрочем, которые очень помогли, разумеется), что считать это сотрудничеством с театрами, наверное, не стоит. Вплотную занялась этим именно в процессе обучения в ШкАФу. И в итоге дипломный проект посвятила также съемке спектакля «Гофман. Видения».
– В чем, по-вашему, основная задача театрального фотографа? В чем разница между съемкой спектакля и, например, уличной съемкой?
— На мой взгляд, театральный фотограф должен стать невидимкой. Тут дело даже не в том, чтобы актеры не реагировали на камеру, и вели себя более естественно. А в том, чтобы ни в коем случае не помешать всему процессу творчества. И, разумеется, если снимать приходится на спектакле, который играют перед зрителем, важно помнить, что зритель – такая же важная и неотъемлемая часть спектакля. А значит, и им нельзя доставлять неудобства.
В уличной съемке также существуют нормы этики и морали. Но они другого порядка. И, если на улице ради хорошего кадра можно и порой нужно лезть в гущу событий, пробивать себе место поудобнее, то в театре это может быть неуместным. И порой приходится жертвовать хорошими кадрами ради того, чтобы не помешать актерам, режиссеру, зрителю.
Также необходимо помнить о звукоизоляции камеры, если снимать на зеркалку. Звук затвора, прозвучавший в полной тишине на весь зал во время особо напряженной сцены, спектакль, конечно, не сорвет, но атмосферу может испортить.
– Насколько важна техника в театральной фотографии?
— Многие великие фотографы не раз говорили, что важно видение фотографа, и наличие первоклассной техники не гарантирует высокий результат. Но, конечно, от техники зависит многое, как ни крути.
Поскольку спектакли проходят часто в условиях недостаточной освещенности, конечно, желательно снимать на full-frame и со светосильной оптикой. Это позволит существенно повысить качество снимков.
Что касается набора объективов, все зависит от площадки. Есть камерные сцены, где до актера буквально рукой подать. Здесь вполне будет достаточно и 24-70. А в больших залах, конечно, без 70-200 будет сложно снимать.
– Расскажите про рынок театральной фотографии в России. Кто основной потребитель?
— Театры. Чаще всего им нужны фотографии для освещения самого спектакля – как на сайте театра, так и для размещения в новостных лентах разных пабликов, подачи заявок на фестивали, анонсы. Сюда же можно причислить и сами новостные порталы, журналы о культурных событиях (как общедоступные, так и узкоспециализированные) и т.п.
- Что можете посоветовать тем, кто начинает заниматься театральной съемкой?
— Беззаветно и нежно любить театр и всё, что с ним связано.
РАБОТЫ НАТАЛЬИ КОРЕНОВСКОЙ:
«Анна Каренина» (Балтийский дом)
«Белое на белом» (Compagnia Finzi Pasca)
«Гроза» (Театр им. Вахтангова)
«Гроза» (Театр им. Вахтангова)
«Дядя Ваня» (театр им.Моссовета)
«Кентервильское приведение 1» (ТЮЗ)
«Кентервильское приведение 3» (ТЮЗ)
«Кому на Руси жить хорошо» (Гоголь-центр)
«Корабль дураков» (Театр-студия Грань)
«Ленька Пантелеев» (ТЮЗ)
«Ночь для Евы» (Русский театр Эстонии, Таллин)
«Римская комедия» (театр им.Моссовета)
«Три сестры» (БДТ)
«Три сестры» (Красный факел)