Надежда Макарова: «Главное — практические навыки и видение»

Надежда Макарова

— Где вы учились фотографии?
— Сначала я училась 20 лет назад у Микуловича Олега Арнольдовича, мне очень понравилось, но фотографировать на пленку, при этом не проявляя ее и не печатая самой, было не очень интересно — часто фото были очень среднего качества, так как делали их автоматические машины для проявки и печати, а опыта и навыков уверенной фотосъемки у меня было тогда мало.

Самой проводить процесс проявки пленки и печати фотографии, особенно цветной, у меня не получалось — сказывалось отсутствие любви к технике и, как следствие, слабое техническое образование. А вот когда появилась цифровая фотография в общедоступном виде, я снова нашла Микуловича Олега Арнольдовича и заново отучилась у него практике фотографии с использованием цифрового фотоаппарата. И здесь оказалось, что мой предыдущий, достаточно длительный опыт работы с пленочным фотоаппаратом, который я оценивала, как плачевный, помог мне намного глубже проникнуть в процесс цифровой фотографии. А обучившись у этого же преподавателя фотошопу, я смогла теперь доводить свои снимки до «ума»; но при этом делая так, чтобы обработка не бросалась в глаза на конечном продукте — фотографии. А не так, как у основной массы фотографов, которые пытаются компенсировать недостатки процесса съемки последующей обработкой, которая делает из отвратной фотографии более-менее интересную графическую картинку, которую фотографией уже назвать нельзя, так как нет никакой связи с действительностью или моделью, только отдаленное сходство в основных очертаниях, и то очень часто измененное пластикой.

— Как долго вы учились?
— Как я уже говорила, мое образование растянулось лет на десять, хотя и не было перманентным. Кроме того, что я смогла взять у Микуловича О.А., я много работала с книгами, которые он рекомендовал, а вот по мастер-классам и фототусовкам я время не убивала, так как на мастер-классе имеет смысл узнавать то, что у тебя не получается конкретно, а на это почти всегда преподаватели ответить не могут, так как они в основном упирают на эмоциональность модели в ущерб световому рисунку фотографии, а дальше — фотошоп. Потому задавать такому преподавателю вопросы, «какой модификатор света надо поставить на осветитель, чтобы у этой конкретной модели был более драматический световой рисунок, но не вылезли изъяны кожи», или «как в данной ситуации, если это репортажка, выровнять контраст фото на 3-4 ступени» — бессмысленно, а значит — это потерянные деньги и время. Именно поэтому, я считаю, в интернете так много видео и других уроков, рассказывающих, как создать объем на фото, который недообученные фотографы не создали светом в процессе съемки, и как использовать разные эффекты на размытие, перевод в черно-белый вариант и тонирование для выделения главного сюжетного участка фотографии, раз там не было сделано акцента в процессе съемки.

— В каком жанре преимущественно снимаете?
— Так исторически сложилось, что основное мое обучение прошло у Микуловича О.А. — а он портретист и студийник до такой степени, что на улице он снимает по студийным принципам, поэтому у меня основной упор на портрет, студию, плэнер с тремя дополнительными осветителями, репортажка с дополнительным освещением, предметная съемка и съемка детей и животных (вместе я их сгруппировала, потому что они очень быстры и очень сложно удержать их внимание в кадре).

— Спустя какое время после начала обучения поняли, что это — ваше?
— Только через 10 лет, когда стала полностью контролировать процесс съемки и обработки фотографии, чтобы не надо было делать 100 кадров за час и из них выбирать 5 приличных для публикации, и не надо было делать из них графических картинок, замазывая фотошопом недостатки съемки.

— Какой фотограф, по-вашему, может называться профессионалом?
— Я считаю, что профессионального фотографа должны отличать от человека с крутой зеркалкой и кучей объективов определенные черты характера, навыки и предрасположенность к творчеству, ну и он должен быть, как говорит мой учитель, «жадным, ленивым и прагматичным». Жадным — до своего времени и сил, чтобы не делать глупые ошибки из-за недообученности; ленивым — делать все с первого раза, подготовив все заранее и правильно, а только потом «щелкать»; прагматичным — чтобы не лезть в те области фотографии, где ты не спец — тебе же дороже обойдется. А качества, которые характеризуют профессионального фотографа, простые, и, с моей точки зрения, такие:

  1. Порядочность — ты должен брать только тот заказ за деньги, который делал не раз, и знаешь, как сделать это хорошо, и делал реально, а не по книжке прочитал или у учителя по-быстрому попросил объяснить, а на заказе будешь тренироваться за деньги клиента, таким образом, обманывая заказчика. Кроме того, порядочность подразумевает придерживаться оговоренных сроков выдачи и качества. Если напортачил, то надо переделывать за свой счет, и не затягивать очень долго.
  2. Профессиональные качества фотографа:
    А) полное знание возможностей фотоаппарата и понимание того, какие из них помогут реализовать задачи, поставленные в конкретной фотографии
    Б) глубокое понимание, на уровне «Отче наш», необходимых манипуляций с функциональными кнопками фотоаппарата по требуемому изменению качеств конечного продукта — фотографии (резкости, стабилизатора, выдержки, кроп-фактора, системы работы автофокуса, точки наводки, системы замера экспозиции в сложных условиях освещения сцены съемки.
    В) умение использовать функциональные кнопки фотоаппарата для получения любого необходимого эффекта на получаемой в результате фотографии
    Г) видеть и понимать композицию снимаемой сцены и достраивать ее, руководствуясь хотя бы правилом золотого сечения, чтобы зритель, рассматривая получившуюся фотографию, не метался глазами по полотну снимка, следуя психологически обоснованным принципам осмотра сюжета, при этом не понимая, на чем хотел сосредоточить его внимание автор снимка, и почему так трудно рассматривается рисунок кадра.
    Д) понимать и знать приятно воспринимаемые человеком сочетания цветов в кадре и научно обоснованно строить схему цветовых пятен в кадре.
    Е) понимать, знать, от чего зависит, и уметь пользоваться ГРИП, используя его, как изобразительный прием.
    Ж) уверенно знать и понимать принципы настройки автофокуса, когда, куда и как наводить на резкость, и когда снимок при съемке с рук будет еще резким.
    З) четко осознавать, при каком максимальном ISO можно снять кадр данным фотоаппаратом для заданного необходимого увеличения полученного снимка в дальнейшем, и при какой максимальной выдержке это можно проделать, чтобы избежать непотребного цифрового шума.
    И) понимать, что вид, который мы видим при естественном освещении, резко отличается от того, что мы увидим на фотографическом снимке этого же вида, из-за разных динамических диапазонов восприятия у «цифры» или плёнки и глаза, а кроме того, из-за способности глаза адаптироваться к освещенности конкретного участка сцены и отсутствия такового у фотоаппарата. То есть, чтобы получить картинку на снимке, аналогичную виденную нашим глазом, как это не парадоксально звучит, надо доосветить сцену, иногда точечно, тремя-четырьмя осветителями, не забывая о конверсионных фильтрах на пыхи для сбалансированного общего баланса белого, или, наоборот — для разбалансирования — как художественного приема в ходе съемки.
    К) помнить, что человечество так долго стремилось к созданию ЦВЕТНОЙ фотографии, доступной простому фотографу, не для того, чтобы «профессионалы» делали свои снимки на заказ чёрно-белыми, пытаясь сделать менее видимыми косяки, допущенные при съёмке, и не должны себя тешить мыслью, что это делается для большего акцента на главном в кадре — если это не скоростная репортажка, где допустима потеря качества фото ради фиксации духа ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО момента в жизни, то, как правило, ч/б делается после съёмки с чрезмерным ИСО для данного фотоаппарата (запредельный цветной шум, особенно при высветлении тёмных участков), с неприемлемым балансом белого, или наличии сильных цветных рефлексов, с неправильной ГРИП или точкой наводки на резкость не на главный объект кадра, с очень неправильной экспозицией, или очень сильным контрастом, не приведённым с помощью известных приёмов к динамическому диапазону цифровой матрицы (зонная теория Адамса и экспозиция по светам при доп. освещении затемнённых участков кадра осветителями, брекетинг).

— Сколько нужно времени, чтобы стать профессионалом?
— Профессиональным фотографом можно стать, обучаясь самостоятельно, если есть 10-15 лет для изучения, вы умеете работать с книгой и вы технически хорошо подкованы, чтобы внимать изложенному материалу в книгах. Но надо понимать, что глубина знаний учеников во многом определяется глубиной знаний учителя, а кроме того его педагогическими способностями, позволяющими ему донести свои знания понятно до учеников. При этом надо понимать, что при видимом обилии книг и уроков их наполненность полезным знанием катастрофически мала, и, как правило, запутанно.

— Реально ли стать профессионалом, обучаясь самостоятельно?
— Само понятие «профессиональный фотограф» сейчас немного размыто громадным количеством людей, имеющих хорошие зеркалки и оптику, и обученных фотошопу, которые способны создавать неплохую графическую картинку и из плохо отснятого кадра. Это, как правило, фэшн-фотографы и свадебные. Если же мы говорим всё же о фотографе, умеющем профессионально снимать, а не о дизайнере или художнике, рисующем картины, то он должен обязательно обладать качествами, перечисленными выше.

— Насколько важно в становлении фотографа то, что называют талантом?
— Я думаю, ближайшие 20 лет в связи с очень низкой выучкой фотографов на первом месте будет стоять не талант, а обученность (!) профессиональным навыкам фотографа, а также его знакомства в медийной сфере, ну, и, конечно, напористость, которая очень часто опережает уровень профессиональных качеств фотографа. А вот если у нас появится система обучения фотографов, хотя бы такая, как раньше в СССР, то тогда на вторые-третьи места выйдет талант лет через 10-20, когда появится масса капитально подготовленных фотографов, отучившихся по 5-8 лет в средне-специальных и высших учебных заведениях, а не прошедших пару курсов по купонам и «уже профессионально долбящих свадьбы и корпоративы». А на первых местах всё равно будут стоять знакомства и наглость в предложении себя, не подкреплённая проф. результатами, пока общий экономический строй у нас будет напоминать больше базар, на котором больше всего котируется самый громкий зазывала, а не цивилизованный рынок, в котором всё решает качество выдаваемого продукта — фотографии, а не графической картинки, раз мы обсуждаем фотографов, а не дизайнеров.

— Какой техникой вы снимаете?
— Исторически сложилось так, что мой учитель пользовался Киев-17, 19 (украинский аналог плёночного Никона), потом Никонами, раз объективы с одним и тем же байонетом, ну и цифра той же фирмы по той же причине. Я, соответственно, использую Никон — 3100, 5000, 5100, 7000, 700, 800, в зависимости от сложности условий съёмки и требуемого качества конечной фотографии.

— Насколько важна техника в работе фотографа?
— Главное — практические навыки и видение, но чем лучше техника и стекло, тем проще реализовать сложные решения при фотографировании и получении фотографий большого размера в сложных съёмочных условиях. И не заморачивайтесь выбором фирмы — любые современные зеркальные, и не только, фотоаппараты очень хороши для решения любых задач, особенно, если это бытовая фотография с конечным размером А4.

Сайт Надежды Макаровой



При использовании материалов из этого раздела ссылка на сайт Photo-Study.ru обязательна!