Михаил Рыжов: «Камера — всего лишь инструмент выражения вашего мировозрения»

Экспериментальный формат интервью: практикующие фотографы отвечают на серию вопросов о фотографии и их профессиональном пути. Вопросы для всех фотографов одинаковые.
 
Михаил Рыжов

— Где вы учились фотографии?
— Как бы банально это ни было, учился я самостоятельно. Технические основы, такие как выдержка, диафрагма, светочувствительность и прочие нюансы постигал сам, штудируя инструкцию к фотоаппарату и бесконечно практикуясь на всяческой «бытовухе» — цветочках, пейзажах и окружающем меня пространстве.

Фотошкол на тот момент особо не было, фотодрузьями я тогда тоже еще не успел обзавестись и спросить совета толком было не у кого. Поэтому я ставил перед собой сверхзадачи — к примеру, выходил на улицу снимать простенький репортаж в ручном режиме, при этом ни разу за время съемки не подглядывая на экспонометр и экранчик фотоаппарата — и методом огромного количества проб и ошибок добивался результата.
Это была уличная фотография и моя первая фотографическая школа.
Спустя какое-то время мне довелось оказаться в студии . И вот там за очень короткое время произошло первое знакомство с управляемыми источниками света, моделью и работой с людьми в кадре. После этого у меня остались такие сильные впечатления, что я заново открыл для себя фотографию, и уже не столько «композиционно-техническую», сколько «эстетично-художественную».
С этого момента меня совершенно перестала волновать фототехника, и я углубился в художественную составляющую фотографии. И с этого момента я стал учиться — стараться посещать какие-то мастер-классы, чтобы послушать что говорят более старшие товарищи, писать какие-то письма с просьбой оценить мои фотографии, ходить на фотособытия, чтобы хоть косвенно окунуться в эту магическую среду и понять стиль мышления уже сложившихся фотографов. Словом, мной руководило любопытство и желание понять, что отличает «хорошую» фотографию от «гениальной».
К слову, помимо основного образования в инженерном вузе я успел поучиться во ВГИКе на операторском факультете.

— Как долго вы учились?
— Учиться я начал с того момента, как фотоаппарат оказался у меня в руках и продолжаю это делать по сей день. Конечно, сейчас я читаю уже не инструкцию к фотоаппарату и не пытаюсь добиться идеальной резкости; меня больше волнуют люди, которых я снимаю, их жизни, характеры, интересы, и стиль мышления — если говорить о портретной фотографии, и какие-то социальные проблемы — если говорить об уличной фотографии.
С того момента, как я впервые взял фотоаппарат — а это было около 7 лет назад — прошло уже довольно много времени, многое изменилось, и, самое главное, изменился я, а значит и моя фотография — это так легко видеть, перебирая свой архив. И, на мой взгляд, это лучший показатель роста — если качество фотографий ( художественное, смысловое, концептуальное, и т.п. ) с годами не меняется — нужно что-то с собой делать, потому что нельзя всю жизнь снимать одинаково...
Стагнация — это очень плохо в фотографии.
Так же как и в жизни.

— В каком жанре преимущественно снимаете?
— В основном я работаю с портретами.
Мне крайне интересны люди во всех их проявлениях, поэтому я охочусь за лицами, характерами и индивидуальностями человека. :) И так уж сложилось, что основными героями моих снимков являются девушки.
Портрет — это всегда приключение в жизнь того человека, который сидит перед камерой. И это очень необычные ощущения для двух людей: для портретируемого это превращается в откровение, поскольку он фактически «голый» и камера очень точно подмечает все нюансы поведения — робость, фальшь, закрытость, искренность, черты характера человека и его отношение к вам. Вы же, фотограф, в свою очередь, ведете человека во время съемки — ненавязчиво строите беседу таким образом, чтобы человек не зацикливался на камере, а был максимально раскрепощен и чувствовал себя комфортно — серьезная работа, между прочим. И чем больше между вами возникает искренности в поведении, тем более настоящим получается портрет. Очень простая формула.
Когда же я не снимаю портреты, занимаюсь айфонографией. И, должен вам сказать, это невероятно интересно — искать гармонию в линиях, формах, цветах и повседневных сюжетах без концентрации на технических особенностях фотографии — экспозиции, баланса белого и прочих мелочей. Композиция и ее отсутствие — вот за чем я охочусь камерой своего мобильника. И это не менее серьезная фотография, чем если бы я ходил с «зеркалкой». Отказ от лишних кнопок на фотоаппарате позволяет полностью сконцентрироваться на фотографии.

— Спустя какое время после начала обучения поняли, что это — ваше?
— Наверно, в тот момент, как стало получаться что-то более-менее вменяемое.
Потому что когда начинаешь заниматься чем-то новым для себя — не сразу понятно, какие здесь есть законы, правила игры и перспективы. Но как только начинаешь находить отклик у старших товарищей, просыпается азарт и ты понимаешь, что можешь вовсе и не хуже чем они. А в каких-то моментах даже и лучше, главное — идти столь же уверенно, и не сбавлять ритм. И в какой-то момент совершенно точно начинаешь понимать — «моё»!

— Какой фотограф, по-вашему, может называться профессионалом?
— Это очень просто.
Профессионалом может называться тот фотограф, результат и качество деятельности которого можно предсказать, вне зависимости от условий, в которых ему приходится работать.
А художник — это человек, результат деятельности которого становится открытием для него самого в первую очередь и далее уже выносится на суд зрителям.
Результат работы профессионала не может быть открытием априори, потому что человек уже заранее идет к предсказуемому — хоть и очень качественному — результату. Художник же призван открывать всегда новое и не важно в чем — людям, формах или цветах — и здесь результат работы зависит уже от его культурного и жизненного опыта.
Поэтому профессионалом быть намного легче — нужно знать определенную технологию и следовать ей.

— Сколько нужно времени, чтобы стать профессионалом?
— Как показывает человеческий опыт и, как это ни странно, научные наблюдения — 10 000 часов. Именно столько времени необходимо для того, чтобы максимально полно овладеть профессией и выйти на уровень эксперта.
Да, 10 000 часов.

— Реально ли стать профессионалом, обучаясь самостоятельно?
— Абсолютно реально.
Главное, что для этого требуется — постоянные тренировки, любознательность и желание совершенствоваться. Без этих компонентов картина будет неполноценной.
Конечно, если у вас есть наставник, учитель, вам будет намного проще в обучении, но, на мой взгляд, именно личное столкновение с трудностями заставляет человека рости над собой, закаляться и постоянно задавать себе вопросы. При том, что ответ может быть совершенно не важен.
Главное — задавать правильные вопросы.

— Насколько важно в становлении фотографа то, что называют талантом?
— На мой взгляд, «фотограф» — это удивительное стечение обстоятельств, при котором стиль вашей жизни резонирует с окружающим миром, ваш взгляд находится в постоянном поиске гармонии, сердце пребывает в состоянии безмятежной вовлеченности происходящего, а камера — в состоянии полной готовности. И когда все это складывается в единое целое — просыпается талант, который нужно безустанно подкармливать — новыми впечатлениями, знакомством с интересными людьми и путешествиями.
И абсолютно не важно при этом где вы путешествуете — по безлюдным пустыням или по собственному двору — потому что в путешествии важен процесс, а не результат. Путешествие — это награда.
Фотография — это путешествие.
Вот в этом и заключается весь талант.

— Какой техникой вы снимаете?
— Самый актуальный вопрос во все времена.
Совершенно разной — Nikon, Canon, Sony... У меня нет одной единицы техники для всех задач — все очень индивидуально.
К примеру, сейчас я очень активно занимаюсь мобильной фотографией и снимаю все на камеру iPhone — людей, события, жанровую фотографию, путешествия.. Это крайне удобно, практично и, что вовсе немаловажно в работе фотографа — незаметно. Потому что массовый человек не считает телефон серьезным инструментом для съемки и больше относится к нему как к развлечению — например, сфотографировать кошку в смешной позе и выложить в Instagram — а по большому счету эта камера ничем не уступает «зеркалкам» и позволяет совершенно незаметно фотографировать людей на улице, в толпе и практически в упор. И массовый человек опять же никогда не поймет что вы его, оказывается, фотографировали, а не играли в Angry Birds или что-то еще.
Стереотип о больших фотоаппаратах и их прямой связи с качеством фотографий до сих пор живет в головах массового человека.

— Насколько важна техника в работе фотографа?
— В зависимости от того, на что нацелен результат вашей деятельности. Вероятно, если это коммерческая съемка, где люди платят вам за качественный конечный результат, то, несомненно, техника играет важную роль. И это отличает профессионального фотографа от любителя — умение предоставить достойный результат заказчику.
В работе же художника техника не играет никакой роли. Абсолютно. Важно лишь то, сумели ли вы донести смысл до зрителя или нет. А какими средствами вы будете это делать — профессиональной зеркальной камерой или камерой смартфона — суета. И не более.
Камера — всего лишь инструмент выражения вашего мировозрения.



При использовании материалов из этого раздела ссылка на сайт Photo-Study.ru обязательна!