Кристина Гмыря: «С идеями и с вдохновением нужно работать»

Кристина Гмыря

В любой области человеческой деятельности к профессионалам всегда было особое отношение. Человек, зарабатывающий на жизнь своим умением, не только в совершенстве владеет инструментом, но в силу опыта знает массу того, что недоступно любителю. Распространение качественной цифровой техники повлияло на понятие профессионализма в фотографии.

Сейчас всё чаще можно услышать: «купил хорошую камеру, буду заниматься фотографией профессионально». Люди забывают о том, что профессионалом человека делает не техника, а обучение мастерству, постоянное стремление к совершенствованию. О профессиональной фотографии мы беседуем с Кристиной Гмыря, директором одного из крупнейших образовательных учреждений Санкт-Петербурга, готовящих профессиональных фотографов — Академии Фотографии СПб.

— Кристина, первый вопрос: что означает для вас понятие «профессиональный фотограф»? В чем его отличие от любителя помимо того, что он за свою работу получает деньги?

— Профессиональный фотограф отличается от любителя в первую очередь не тем, что он получает деньги, а тем, что он делает свою работу лучше остальных. Гигантские суммы гонораров как раз не свидетельствуют о профессионализме. Можно представить себе профессионального фотографа, выполняющего какой-то социальный или благотворительный проект, чего не скажешь о любителях, которые, как правило, начиная заниматься фотографией, очень заинтересованы в том, чтобы начать поскорее ей зарабатывать. Профессионал, в первую очередь — это тот человек, который делает свою работу более осознанно. Он делает ее просто лучше других.

— На мой взгляд, человеку, зарабатывающему на жизнь фотографией, непросто выживать в жестких рыночных условиях. Как вы считаете, в каких еще областях, кроме собственно фотографии, должен ориентироваться фотограф-профессионал?

— Я думаю, что профессиональный фотограф в своей деятельности еще может ориентироваться на преподавание. В том случае, конечно, если мы говорим о каком-то опыте, о каких-то эксклюзивных и уникальных знаниях, то понятно, что любой профессионал может думать о том, чтобы передавать эти знания. Более того, именно профессиональным фотографам свойственна открытость в вопросах преподавания, общения и передачи знаний, потому что они ничего не боятся, уверены в себе и сами всегда находятся в постоянном развитии. Формулировка «я не хочу плодить конкурентов» и страх делиться своими знаниями свидетельствует не о профессионализме, а о чем-то другом. Преподавание — действительно неплохой способ заработка, потому что к фотографии интерес не утихает.
Но если рассматривать вопрос как попытку выяснить «что еще должен уметь современный фотограф», то можно перечислять многие навыки — от организаторских до дизайнерских. Но я бы посоветовала бы сосредоточиться на подборе хорошей команды. Где каждый будет специалистом в своей области: менеджер, фотограф, ассистенты, стилисты, визажист, парикмахер, дизайнер, отвечающий за пост-обработку. Ведь совместить в себе умение делать абсолютно все — скорее исключение из правил. Создание профессиональной фото-команды тоже нелегкое дело, но результат того стоит.

— Судя по сообщениям на форумах и в социальных сетях, сейчас многие хотят стать профессиональными фотографами. При этом понимание этого термина самое широкое. Как вы думаете, почему это происходит?

— Думаю, что это происходит по нескольким причинам. Первая причина заключается в том, что профессия фотографа относятся к разряду творческих профессий, которые всегда привлекательны. Есть определенный романтический образ фотографа, причем, романтический вне зависимости от того, говорим ли мы о фотографе, который творит у себя в студии, известен в узких кругах и занимается Творчеством с большой буквы, либо это коммерческий фотограф, который снимает рекламу и моду для гламурных журналов. Этот образ поддерживается кино: образ свободного художника, счастливого фрилансера, у которого все равно все будет хорошо. Как большинство творческих профессий, которые кажутся легкими, это всегда манит, так же как манит журналистская работа, как манит актерство.
Вторая причина вытекает из первой. Это незнание. Большинство людей следят только за прекрасным фасадом этой профессии и не заглядывает за кулисы. А за кулисами это тяжелая работа, жесткие конкурентные условия, и вообще достаточно сложные условия в России. Да и не только в России — фотографом непросто быть везде. Но задумываются об этом только тогда, когда начинают заниматься фотографией. Обманчивая легкость усиливается из-за развития технических возможностей фотоаппаратов. Мегапикселей в камерах все больше, и картинки все красочней и ярче. С другой стороны параллельно развиваются фотографические субкультуры — вроде ломографии. Можно вообще не заморачиваться с цифрой и снимать на пленку, называть себя творческим фотографом. Плохо другое — люди не сильно задумываются: ну хорошо, начнут они этим заниматься, а что дальше? Ведь профессия подразумевает какую-то последовательность действий, как минимум, что ты будешь работать, а твоя работа будет востребована. Как мимум – тебе будут платить за нее. А лучше — появится возможность публиковаться, печататься и выставляться. И вместе с этим ты как фотограф будешь развиваться, ставить перед собой новые цели, достигать их и опять ставить новые... Но к мысли о том, что после того, как человек возьмет в руки фотоаппарат — путь только начинается, почему то доходят не все. Плюс третья причина. Фотографии стало очень много, ее много в Интернете. Во времена пленки было сложнее. Хотя фотография была очень популярна, но ей занимались люди неленивые. Цифра ускорила процесс и от этого создала обманчивую легкость — достаточно купить хорошую камеру. Очень хорошую и очень дорогую. О том, что это суждение ошибочно, уже сказано так много, что повторяться не хочется.

— Сколько нужно затратить времени на обучение, что бы начать свои путь в профессиональную фотографию?

— Точную цифру в днях и неделях я, конечно, не скажу. Скажу только, что время на обучение затратить нужно. Обязательно! Срок в данной ситуации будет индивидуален. Понятно что, у каждого есть свои какие-то личные особенности. Можно привести пример, когда люди за несколько недолгих лет добивались серьезного успеха — начинали учиться в одной школе, потом понимали, что они успешны, уезжали учиться в Европу, возвращались в Россию, обрастали заказчиками. И получалось, что путь к профессиональному фотографическому успеху прошел очень быстро. Так сложились обстоятельства места, времени, образа действия. Но вот сколько надо учиться? Наверное, все время. Главное — начать. И не останавливаться. Но, разумеется, есть некоторые обязательные фазы обучения, через которые важно пройти — ну, если человек начинает фотографировать даже не разобравшись толком со своей камерой?! А после ведь необходимо разобраться с тем, что тебе самому действительно интересно, с чем и над чем ты хочешь работать, и вообще — в какую сторону двигаться. Учиться фотографии можно хотя бы потому что есть определенные не самые простые знания, и далеко не все могут разобраться в этом самостоятельно. Для этого и есть фотошколы. И они действительно помогают. В конце концов, обучение фотографии может помочь выявить тех людей, которым стоит продолжать, а кому стоит остановиться на этом, чтобы получить знания и оставить как интересное хобби.

— Как по-вашему, профессионала легче готовить «с нуля» или переучивать человека, давно занимающегося фотографией и, как следствие, имеющего на этот счет свои убеждения и заблуждения?

— Я считаю, что тут нет лучшего варианта – эти два варианты очень интересны. Когда человек приходит с нуля, понятно, что преподаватель, начав заниматься с ним, сразу оградит его от какого-то числа ошибок, но, понятное дело, не от всех. Да, может быть, это легче преподавателю, потому что вот чистое поле, и ты можешь делиться знаниями, которые дадут всходы. А человек, который учился самостоятельно — там могут быть какие-то спорные моменты: «а я читал сам, а я слышал, а я знаю», и могут быть какие-то ошибки, в которых человек укоренился, и сложнее его разубедить и переучить. Но у людей, которые занимаются фотографией самостоятельно, есть одно достоинство: им это интересно, они действительно этим увлечены. В большинстве своем они очень благодарные ученики. Я считаю, что из людей, которые пытались заниматься самообразованием, а потом обращаются к специалистом, получаются очень хорошие ученики с хорошими результатами. Потому что если они умеют добывать знания самостоятельно, то в тандеме с преподавателем они достигнут еще больших успехов, вне зависимости от технических сложностей.

— Читая приходящие на наш сайт отзывы о курсах различных школ, я часто вижу, что человек удовлетворен процессом обучения, но его абсолютно не интересует результат. Пишут про дружескую атмосферу, новые ощущения и прочее. На мой взгляд, это замечательно, но к фотографии относится слабо. Какие вы могли бы выделить критерии успешного обучения? Как определить, действительно ли человеку было полезно посещение фотошколы?

— Я считаю, что тут ответов может быть много. Люди приходят в фотошколу с очень разными целями. Тут нет одного единственного результата, который будет показывать, что обучение прошло удачно и нет. Все люди, приходящие в фотошколу, разные. Относительно того, что люди, оставляя отзывы, пишут про хорошую атмосферу, мне кажется это свидетельствует о том, что есть проблемы с образованием в России в целом. Когда люди начинают учиться чему-либо, они не ориентированы на цели, на результат, она ориентированы на процесс. Очень многое делается ради процесса, это не совсем правильно. Мне кажется, что когда люди начинают учиться, они должны ставить себе четкие цели. И прежде всего, сами должны отвечать на вопрос: «для чего я этим занимаюсь?» Но с другой стороны, можем ли мы осуждать человека, который на вопрос «Зачем вы идете в фотошколу?» отвечает, что у меня есть свободное время и желание поучиться чему-то новому? Конечно, нет.
Здорово, когда у человека меняется взгляд на фотографию. Как правило, из фотошколы люди уходят с изменившимся отношением к фотографии, изменившимся в лучшую сторону. Они начинают относиться более критично к себе, у них начинает вырабатываться вкус по отношению к изображению, которого, как правило, нет на старте. Поэтому если он появляется — это уже неплохо. Меняется отношение уже к самому процессу фотографии. Люди начинают понимать, что это работа. Недостаточно купить фотоаппарат, недостаточно даже записаться в фотошколу, надо постоянно что-то делать, учиться, практиковаться. Я считаю, что обучение было успешным, если люди уходят с четким пониманием этого.
Относительно качества изображения, результат более очевиден преподавателям. Люди узнают что-то композиции, о цвете, о свете, о том, как это работает в формате фотоизображения, и шаг за шагом начинают применять новые знания в своих фотографиях. И любительские фотографии становятся действительно лучше, появляется некоторая критичность по отношению к себе и разборчивость. И это хороший результат, потому что одна из проблем современной фотографии заключается в том, что всем нравится всё. Поэтому когда обучение в фотошколе меняет у человека отношение к его собственной деятельности и заставляет задумываться над ним, я считаю тоже хорошим результатом.
Конечно, хорошим результатом является факт того, что человек задумывается о фотографии как о профессиональной деятельности. И с определенным трудолюбием начинает двигаться к этой цели.

— Расскажите о достижениях ваших учеников. Многие ли начинают заниматься фотографией профессионально? Есть ли среди них известные фотографы?

— Если говорить о петербургской Академии Фотографии, то всего три года — это не очень достаточный срок. У нас есть студенты, которые стали заниматься фотографией профессионально и даже стали заниматься преподаванием, несмотря на свой довольно небольшой фотографический стаж, но говорить о какой-то широкой известности пока рано. К сожалению, многие из наших студентов делают изумительные успехи в фотографии, но продолжают заниматься ей «для себя», без профессионального прицела. Бывает немного жаль — слишком уж хороши фотографии! Но и в этом решении мы их уважаем и поддерживаем — в конце концов, не всем же быть «профессиональными фотографами». Кто-то может делать и просто отличные фотографии, для себя!

— Предполагаю, что людям, стремящимся к совершенствованию в искусстве фотографии, приходится постоянно учиться. Что Академия Фотографии СПб может предложить уже практикующим фотографам?

— Академия Фотографии предлагает удивительный курс, аналогов которому нет в Петербурге. Это курс Петра Титаренко «Портрет для журнала». Этот курс интересен тем, что он действительно неповторим своим полным погружением в профессиональную деятельность. Далеко не все фотографы, которые называют себя профессиональными фотографами в Петербурге, имеют опыт серьезной работы, той степени нагрузки и интенсивности, которую несет в себе деятельность фотографов, сотрудничающих с издательскими домами, когда проводятся съемки, которые длятся много часов и предполагают включенность в процесс очень многих людей. Поэтому курс «Портрет для журнала» в этом плане уникальны: 14 дней такой интенсивной работы с утра и до вечера. Причем, как показали отзывы наших студентов, это действительно изменило их представление о фотографии и о работе фотографа, помогло им очень сильно раскрыться для самих себя. Но хочу подчеркнуть, что «Потрет для журнала» предполагает, что человек уже двигается в профессиональном направлении.

«Тренд-сеттинг» — это курс-вдохновение, потому что с вдохновением, кстати говоря, тоже все неровно. Ведь с идеями и с вдохновением нужно работать. Если сидеть и ждать, когда на тебя снизойдет муза, можно не дождаться никогда. Творчество — это регулярная работа, и наш курс позволит взглянуть на фотографии по-иному и попытаться поработать с идеями как таковыми: откуда они появляются, как они приходят, как реализуются и воплощаются в моде, и в фотографии, которая моду отражает. Поэтому это не просто фотографический курс, это много непривычных для фотокурса творческих элементов, направленных на активизацию идей и личного вдохновения. Курс «Видеосъемка на цифровые зеркальные фотокамеры» — это тоже удивительный курс, это курс будущего. То, что цифровые камеры стали снимать видео — это, безусловно, прорыв в визуальном искусстве. На западе видеосъемка на цифру все больше и больше вступает в свои права, мы, наверное, придем к этому чуть позже и с задержкой, но то, что к этому придут фотографы, — абсолютно точно. Дело не в том, что видео вытеснит статичное изображение, но это новая возможность для творчества, которую упускать и игнорировать нельзя. Мне кажется для тех фотографов, кто отслеживает современные тенденции, этот курс не пройдет незамеченным.



При использовании материалов из этого раздела ссылка на сайт Photo-Study.ru обязательна!