Константин Диковский: «Всю область фотографии можно условно разделить на искусство и ремесло»

Константин Диковский: «Всю область фотографии можно условно разделить на искусст

— Где вы учились фотографии?
— Учился у родителей, у фотографирующих друзей, на англоязычных курсах, на мастер-классах. Учился у фотографов, художников, музыкантов и писателей. Когда азы усвоены, хочется идти дальше — из фотослогов складывать фотослова и фото-истории, из фотонот — фотоаккорды. Невнятные фотофразы делать ясными и четкими, сбивчивые фотомелодии заменять гармоничными и сильными.

— Как долго вы учились?
— Я учился фотографии всю жизнь, сколько себя помню. Не прерываю этого процесса и сейчас. Как в любом другом деле, остановка в развитии означает деградацию. Мы либо учимся, ставим перед собой новые задачи и растем, либо покрываемся плесенью.

— В каком жанре преимущественно снимаете?
— Так получилось, что серьезное увлечение фотографией совпало с первыми походами в горы, и эти два любимых занятия почти синхронно перешли в работу. Начинал с горной пейзажной фотографии и плавно переместился в документальную, репортажную, в том числе в экстремальную фотографию. Я активно сотрудничаю с Федерацией Альпинизма России по самым различным проектам, с научно-популярными и специализированными журналами, снимаю рекламу для производителей outdoor одежды и снаряжения, работаю над собственными документальными проектами, как связанными, так и не связанными с горами.

— Спустя какое время после начала обучения поняли, что это — ваше?
— Поиск «своего дела» длился долго. Только после того, как что-то начало получаться и появились первые публикации в журналах, я задумался о том, чтобы заняться фотографией всерьез. А было это в конце 90-х, когда приходилось больше думать о выживании семьи, чем о саморазвитии.
Понадобилось еще 10 лет медленного роста, чтобы выйти на вменяемый уровень и найти возможности заработка любимым делом. Многие мои коллеги-фотографы прошли этот путь намного быстрее, но я благодарен судьбе, что дала возможность накопить хороший опыт в сфере продаж, маркетинга, коммуникаций, прежде чем позволила полностью погрузиться в фотографию.

— Какой фотограф, по-вашему, может называться профессионалом?
— Всю область фотографии можно условно разделить на искусство и ремесло. Граница размыта, но она есть. Главное различие: в искусстве фотография призвана выразить мысли и образы фотографа, в ремесле она должна, пусть и в творческой интерпретации, отвечать техзаданию заказчика. И там, и там мы можем встретить гениальные, потрясающие снимки талантливых фотографов. Так вот, термин «профессиональный фотограф» относится только к ремеслу. Это фотограф, который может качественно выполнить техзадание заказчика.

— Сколько нужно времени, чтобы стать профессионалом?
— Это очень индивидуально и зависит от конкретной области фотографии. Думаю, что прикладывая значительные усилия, на начальный уровень можно выйти за 2-3 года.

— Реально ли стать профессионалом, обучаясь самостоятельно?
— Опыт многих фотографов показывает, что это реально. С другой стороны, серьезное, качественное обучение может значительно ускорить процесс и позволит избежать многих ошибок.

— Насколько важно в становлении фотографа то, что называют талантом?
— Во всех областях человеческой деятельности работа, труд, способность преодолевать препятствия стоят на первом месте. Добиваются результатов те, кто активно и мудро действуют. А если у вас есть талант, то он непременно проявится в процессе развития и позволит подняться на ступеньку выше.

— Какой техникой вы снимаете?
— Я снимаю той техникой, с которой удобно работать, и которая обеспечивает нужный на данном проекте результат. Чаще всего это зеркальные камеры обоих, известных всем производителей, а иногда беззеркалки. Последние использую в ситуациях, когда размер и вес имеют большое значение, например, на сложных восхождениях в горах.

— Насколько важна техника в работе фотографа?
— К технике у меня совершенно прагматичный подход. Она должна соответствовать задачам проекта. Она должна обеспечивать нужное качество. Ею должно быть удобно пользоваться. Она должна быть очень надежной. Если она удовлетворяет всем этим критериям, фотограф может полностью сосредоточиться на работе. Если нет — он отвлекается и это может сказаться на результатах. В этом смысле техника важна. Но я далек от фотографической «гонки вооружений». Можно наблюдать, как техника превращается в фетиш, на котором останавливается развитие огромного числа начинающих фотографов. Просто потому, что сидеть на фото-техно-форумах и заниматься шопингом легче и привычнее, чем работать над фотопроектом. Мы любим обманывать себя, а активная реклама только усиливает это свойство. В этом смысле — самая простая камера с одним объективчиком может продвинуть нас на пути фотографии дальше, чем навороченный профессиональный агрегат с десятью «фиксами». Техника важна и она — не важна.

Сайт Константина Диковского












При использовании материалов из этого раздела ссылка на сайт Photo-Study.ru обязательна!