Продолжаем цикл интервью с представителями фотошкол. Сегодня на наши вопросы отвечает московский фотограф, преподаватель студийной фотографии, блоггер, известный в сети «человек с фотокамерой» Игорь Алексеев.
Игорь, насколько я вижу, сейчас стремление людей заниматься фотографией неуклонно растет. Все больше и больше народу приобретает фотоаппараты и пробуют снимать. Что Вы, как фотограф и преподаватель, думаете по этому поводу? Почему это происходит? Что люди ждут от фотографии?
Я считаю, что это замечательно. Люди увлекаются фотографией по нескольким причинам: фотография — это средство самовыражения, пожалуй, самый доступный (заметьте, я не сказал «простой») вид творчества. Фотография — это способ общения, которого многим не хватает, новые интересные знакомства, темы для обсуждения, встречи людей, связанных общим интересом. В условиях кризиса интерес к обучению фотографии, как это ни странно, только повысился. Все большее число людей задумывается о смене рода деятельности, понимая, что работа в офисе — это не то, что им нужно.
На Ваш взгляд, доступность хорошей фототехники обесценивает профессию фотографа? Ведь сейчас как: взял камеру в руки — уже фотограф. Причем чем камера лучше, тем ты «более профессионал». Наверняка встречались с таким подходом.
Первая фраза, которую я говорю слушателям курсов фотографии: «Снимает не камера, а фотограф». Никогда не понимал фотографов, которые указывают список фототехники на своих сайтах. Видимо, это единственное доказательство их профессионализма.
Разговор, случайно услышанный в кафе между двумя молодыми людьми «Я знаю как реально заработать! Нужно взять Canon 5D в прокате — 2 тысячи рублей, снять свадьбу за 15 тысяч рублей и 13 тысяч положить в карман!»
Некоторые заказчики выбирают фотографов с недостаточным опытом, так как их услуги значительно дешевле моих. Культура заказчика не всегда на должном уровне, и стоимость услуг фотографа — основной фактор при выборе. Многие просто не видят разницы или закрывают глаза. Но это не мои заказчики. Если заказчик согласен платить за то, чтобы начинающий фотограф учился на нём, значит, он этого заслуживает. С другой стороны, ситуация с доступностью качественной фототехники подстегивает фотографов выделяться на общем фоне.
Вы позиционируете свое имя — как сейчас говорят, «продвигаете личный бренд». Вашу школу знают не по какому-то абстрактному названию, а именно как школу Игоря Алексеева. Как по-вашему, такой подход влияет на отношение учеников? Вообще, важна ли личность преподавателя в обучении фотографии?
Недавно я задал этот вопрос читателям своего фотоблога. Я полагаю, что личность преподавателя является основным критерием выбора обучения фотографии, скорее даже работы преподавателя. Я знаю много примеров обезличенных фотошкол, в которых преподают ученики, только закончившие обучение. Их заманивают брендом школы, записью в трудовой книжке, символической оплатой и, как следствие, низкой мотивацией. Такие школы зарабатывают деньги, а не учат фотографии. Есть школы, в которых преподают люди, имеющие отдаленное отношение к фотографии — искусствоведы, критики, и т. д. В таких школах учат больше философии фотографии, при этом дают минимум практических знаний. Есть школы, в которых преподают практикующие фотографы, но их уровень достаточно низок. В последнее время таких стало очень много. Заказов на съемку стало меньше, а интерес к обучению, наоборот, повысился. Фотографы вынуждены выживать таким образом. Я задумывался о создании фотошколы с множеством программ и приглашением других преподавателей, но оставил эту затею. Для меня преподавание — это больше чем бизнес, я делюсь с учениками своей энергией, знаниями и в ответ получаю от них благодарность, которую невозможно измерить в денежных единицах.
Судя по Вашей программе, вы начинаете обучать студийной съемке с самых основ — базовых фотографических терминов, устройства камеры. Каково соотношение тех, кто пришел учиться «с нуля» и тех, кто уже имеет практический опыт, но хочет освоить именно съемку в студии? Как эти две группы срабатываются? Люди с опытом не скучают на первых занятиях?
Я не даю ученикам скучать! Даже на первых занятиях я подаю информацию таким образом, чтобы она была понятна и интересна как новичкам, так и фотографам с опытом. В моих теоретических лекциях много практических приемов, реальных случаев из жизни, порой курьезных. Это помогает лучше воспринимать информацию. Я постоянно корректирую программу, исходя из уровня слушателей. У меня были попытки разделять учеников и читать программы исходя из их уровня, но я пришел к выводу, что это не эффективно. Оценить уровень фотографа не так просто. Зачастую существуют пробелы, к тому же повторение — мать учения!
Я видел, как на форумах Вам задают вопрос: «Я умею то-то и то-то, есть опыт таких-то съемок. Стоит ли мне идти к вам учиться?» Как вы сами думаете, для кого ваш курс будет более эффективным — для тех, кто уже что-то умеет, или для новичков?
Можно ли научить человека писать хорошие стихи? Рифмовать — возможно. Фотография — это отношение к миру, чтобы повлиять на отношение к миру, нужны годы и особая среда. Кнопки «шедевр» на фотоаппарате не существует!
Я могу дать людям базовые технические знания, предостеречь от ошибок, и стараюсь привить свое отношение к портретной фотографии: чтобы хорошо фотографировать людей, нужно их искренне любить, уметь с ними общаться и давать им то, что они хотят. Большинство людей просто хотят быть красивыми и любимыми.
С первых занятий фотокурса я говорю, что фотография — это большой труд. Моя ученица после первой своей самостоятельной фотосесии спросила: «Игорь, у меня отваливаются все части тела, психологически я чувствую себя как выжатый лимон! Так будет всегда?» Я ответил: «Значит, ты хорошо поработала, так должно быть всегда, если ты хочешь быть и оставаться хорошим фотографом».
Если ученик пришел на фотокурсы только потусоваться или «настрелять» карточек с красивыми моделями для портфолио, если он не будет тратить свое время помимо занятий, то он не станет хорошим фотографом. Но я не впадаю в крайности и не заставляю учеников делать неинтересные и бесполезные вещи (например расчет оптической схемы объектива или глубины резкости) В отличии от академической системы обучения, я практикую клубную: общение на 5 минутном перекуре в хорошую погоду может затянуться на час, а на одной их фотосъемок я даже разрешаю ученикам употреблять алкоголь!
Я могу только подтолкнуть в том направлении, которое считаю правильным. У меня учились и репортажники, и пейзажисты, каждый найдет что-то интересное в моих фотокурсах. Были и ученики, которые приходили с задранным носом и держались в стороне от других, это их право. Был случай, когда ученица публично сказала «Игорь, у вас хорошие фотокурсы, но я не буду продолжать к вам ходить, потому что у вас в группе БЫДЛО!» Когда она ушла, все с облегчением вздохнули.
После окончания занятий Ваши ученики могут самостоятельно заниматься коммерческой студийной съемкой? Или это всё же только основы, после которых нужно дополнительное обучение?
Я уже частично ответил на вопрос. Я могу дать информацию и подтолкнуть в правильном, на мой взгляд, направлении. Дальше человек сам распоряжается знаниями и своим свободным временем. Многие ученики после курсов самостоятельно занимаются коммерческой фотосъемкой и мне за них ни капли не стыдно. Большинство учеников в группах по 2-3 человека продолжают самостоятельную практику в фотостудии, и меня это искренне радует! Дополнительное обучение и практика нужны всегда, постоянно!
Самый распространенный вопрос в последнее время: «Игорь, сколько нужно времени, чтобы заняться коммерческой фотографией на должном уровне?» Я отвечаю: минимум год постоянной практики, чтобы наработать портфолио и базу клиентов, а по-хорошему — 3-4 года. И это при условии, что вы будете жить фотографией!
Беседовал Михаил Загорский,
Photo-Study.ru