Галина Эрентраут: «Почему я стала студенткой Нью-Йоркского Института фотографии»

Галина Эрентраут: «Почему я стала студенткой Нью-Йоркского Института фотографии»

Не только новички учатся фотографии. Практикующим фотографам тоже периодически требуется повышать свой профессиональный уровень. И один из способов сделать это — дистанционное образование. О своем обучении в Нью-Йоркском Институте фотографии рассказывает фотограф Галина Эрентраут.

Фотографией я занимаюсь более пяти лет, и в последние годы для меня это основной источник доходов. Поэтому вопрос повышения профессионального уровня для меня более чем актуален. Во-первых, этого требует мое внутреннее «Я». Во-вторых, уровень конкуренции в фотографии всегда очень высок и без развития фотограф как специалист просто не выживет.

Но именно в этот момент, когда ты становишься достаточно профессиональным, чтобы твои услуги были востребованы, становится все труднее найти точку опоры. Мой уровень знаний уже не позволял бездумно кинуться в первый попавшийся курс по фотографии. И если хорошенько подумать, то при желании я сама без особого труда смогла бы запустить «Курс фотографии для чайников». Только понятно, что это не удовлетворит мое стремление к саморазвитию.

К сожалению, ни одно из предложений местных фотошкол не показалось мне интересным. В то же время я, как человек семейный, не могу поступить учиьться фотографии на очном отделении МГУ или ВГИК. О курсе Нью-Йоркского Института фотографии (New York Institute of Photography) я узнала в числе первых и очень загорелась этой идеей. Но как любой нормальный россиянин, выросший в лихие 90-е, засомневалась. Первая мысль: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой…»

Именно поэтому я не поступила на курс сразу, а выждала несколько месяцев. Так и не дождавшись расстрельных отзывов, я тщательно изучила все оргвопросы. Исследовала официальный сайт Нью-Йоркского Института фотографии, нашла новость о создании русскоязычной версии курса, увидела ссылку на сайт disted.ru, ознакомилась со страничкой Нью-Йоркского Института фотографии в англоязычной Википедии. Меня порадовал тот факт, что учиться на русскоязычном курсе захотели многие наши соотечественники, кто сейчас живет за рубежом. На мой взгляд, это лишний раз доказывает, что сертификаты Нью-Йоркского Института фотографии действительно котируются в других странах.

Убедившись, что все нормально, я записалась на вебинар, где выслушала официальную точку зрения компании-провайдера. Ее директор Дмитрий Борисов подробно рассказал предысторию появления русскоязычного курса (кстати, довольно непростую), благодаря чему стало понятно, с чего вдруг американцы выбрали именно Россию. Оказывается Chuck DeLaney, декан Нью-Йоркского Института фотографии, очень увлечен нашей культурой (и потом в видеокурсах я нашла этому подтверждение). Так что нам своего рода повезло: если бы не столь трепетное его отношение к России, кто знает… К слову, я несколько раз встречала слова благодарности и в адрес самого Дмитрия Борисова, за то, что он сумел «выбить» для нас этот курс, и, пользуясь случаем, с удовольствием к ним присоединяюсь.

В финансовом плане даже не возникло вопроса, адекватна ли цена в 38 тысяч рублей за курс обучения, по окончании которого выдается сертификат международного образца. У нас в городе никому неизвестные фотографы назначают цену в 20-30 тысяч рублей за свой якобы авторский пятидневный курс по фотографии. Ну, скажите, кому вообще эти курсы могут быть полезны? Новичок за несколько дней ничего не освоит. Человек, более серьезно занимающийся фотографией, вряд ли захочет за штуку баксов «пробежаться по верхушкам»…
Так что другого выбора, кроме как поступить в Нью-Йоркский институт фотографии у меня просто не было: не нашлось серьезной альтернативы этому дистанционному курсу.

По настоянию мужа курс мы оплатили полностью. Во-первых, так дешевле. Во-вторых, в нашей стране о финансовой стабильности приходится только мечтать, и мы решили не нагружать семейный бюджет дополнительными ежемесячными платежами. Тем более, что курс рассчитан не на пару месяцев, а как минимум на год (все зависит от того темпа обучения, на который вы окажетесь способны). Хотя, если честно, я как человек крайне осторожный и осмотрительный сначала была против. Но когда в качестве поощрительного бонуса за единовременную оплату курса американская сторона прислала мне планшетник, мы с мужем поняли, что здесь все по-честному: свое слово люди держат. Теперь я ни о чем не переживаю и полностью уверена, что без проблем смогу получить сертификат международного образца.

Сам курс меня приятно удивил. Морально я была готова к тому, что какую-то часть учебного курса я просто пролистаю, но, как оказалось, системное образование не идет ни в какое сравнение с самообразованием. Да, саморазвитие — это хорошо, и сейчас многое можно заменить Яндексом и Гуглом, но далеко не всё. Тем более, что добрая половина текстов в интернете написана не фотографами, а обычными «сеошниками». Человек, который хочет стать профессиональным фотографом, никогда не удовлетворится таким уровнем знаний.

Конечно, в чем-то мне, как фотографу со стажем, учиться проще: за два месяца я успела освоить два из шести разделов курса и оба сдала на «отлично». Но в то же время у меня не возникло ощущения, что этот курс не для меня. Напротив, то, чего я достигла всего за пару месяцев обучения здесь, не идет ни в какое сравнение с моим прежним опытом. КПД по скорости и по глубине полученных знаний просто несоизмерим.

Но больше всего мне нравится американский, до безумия прагматичный, подход к фотографии. Никто из нас не будет спорить, что очень многие понятия в фотографии субъективны, однако всегда есть какой-то общий знаменатель, который помогает определить, насколько профессионально сделана та или иная фотография. И именно эти знания, которые очень трудно выцарапать у отечественных специалистов, здесь как на ладони.

У наших все слишком аморфно и размыто, и, как правило, прикрывается фразой «это придет только с опытом». На мой взгляд, причина разрозненности и хаотичности русскоязычных книг по фотографии кроется в нашем советском прошлом. Чего только стоит страшный рассказ одного пенсионера, у которого пять лет назад я покупала старую советскую зеркалку. Только представьте: 1986 год (уже началась перестройка!), в Центральном универмаге человек покупает фотоаппарат «Киев 19» и сразу попадает «на карандаш». Его вызывают спецслужбы и настойчиво интересуются, зачем простому советскому работяге понадобился профессиональный фотоаппарат? О каком развитии отечественной фотографии можно говорить, когда наши специалисты десятилетиями подвергались прессингу и были изолированы от мирового фотосообщества, а вся фотография шла у нас на уровне фотолюбителя. Мы до сих пор восполняем эти пробелы. Большинство русскоязычных фотографов вообще довольствуются переводами книг Ли Фроста, Килпатрика, Дэна Маргулиса и даже не стесняются называть себя при этом специалистами.

Я тоже читала эти книги, но мне всегда хотелось чего-то большего. Тем более, что каждый раз открывая их, я словно превращалась в золотоискателя, буквально по крупицам выбирая практические навыки из их многостраничных талмудов. При этом ни о какой системе речи и не шло, знания приобретались хаотически. Я уже не говорю о том, что день да через день приходилось заново изобретать велосипед.

Очень характерным в этой связи мне показалась одна из первых ремарок американских специалистов: эмпирическим путем — просто просматривая фотографии других мастеров — фотографировать не научишься. В таком деле нужна жесткая основа и четкая последовательность действий. При этом человек, который вас обучает, должен быть не только отличным фотографом, он должен быть хорошим педагогом. Мне очень нравятся аудио и видео уроки, в которых ведущие американские фотографы, в том числе ученица легендарного Анселя Адамса, делятся с нами своими знаниями и навыками работы.

В самом курсе все систематизировано, а методика обучения направлена на закрепление полученных знаний. По итогам каждого раздела нужно не только пройти два типа тестов, но и защитить фотопроект. И даже после этого ты не имеешь права забыть хоть что-то, ведь сертификат можно будет получить только после итоговой аттестации. Очень полезна работа с инструктором, который сразу укажет на твои просчеты и попросит прислать новые фотографии с учетом прежних ошибок. Да, самоучка тоже может посылать свои фотоработы, например, на фотоконкурс, но члены жюри никогда не ответят вам и не объяснят, почему вашу работу завернули… А ведь именно целенаправленная критика помогает профессиональному развитию. Особо хочу подчеркнуть профессионализм инструкторов курса. Их список вы найдете на сайте. Я очень довольна своим инструктором, который деликатно поправляет мои ошибки и вдохновляет на новые съемки.

Перед тем, как начать обучение, я решила для себя не завышать ожидания. Но теперь я могу сказать, что реальность действительно превзошла мои ожидания. Я давно ощущала некую зацикленность в своей работе, чувствовала необходимость встряхнуться, расширить круг профессиональных знакомств. И для меня курс оказался как нельзя кстати. Я рада, что стала студенткой Нью-Йоркского Института фотографии.



При использовании материалов из этого раздела ссылка на сайт Photo-Study.ru обязательна!