Александр Сидоровский: «Меня убивает, когда молодой маме, которая хочет научиться снимать свое дитя, втирают про даггеротипы»

Интервью с Александром Сидоровским

Большинство фотошкол готовят людей, настроенных заниматься фотографией профессионально. Но недавно в Москве открылась школа, ориентированная исключительно на начинающих. Ее создатели обещают за короткое время научить новичков делать хорошие кадры, при этом не загружая большим объемом информации. Сегодня мы беседуем с Александром Сидоровским, основателем школы фотографии «Фото.что.то».

Александр, как появилась идея создать такую школу? Почему именно для начинающих?

Загляните в среднестатистический домашний фотоальбом. Везде вы увидите одни и те же ошибки: отсутствие композиции, неправильное использование света, неинтересные ракурсы, неумение выделить главное и убрать лишнее. Достаточно показать автору несколько простых решений и его снимки уже станут лучше. И это хороший старт для дальнейшего обучения.
«Фотошкола для начинающих» — это несколько упрощенное понимание нашей концепции. Фото.что.то — это, скорее, магазин фотоидей. Попав к нам, ученик получает то и только то, что поможет ему сделать снимки интереснее и качественнее. Без лишней информации. Когда я вижу, как молодой маме, которая хочет научиться снимать свое дитя, начинают втирать про даггеротипы и наследие Анри Картье-Брессона, меня это убивает. Сразу хочется крикнуть: «Мамы! Приходите лучше к нам — мы понимаем, что вам нужно, и расскажем об этом без лишнего академизма».
Как это ни парадоксально, именно начинающие сейчас обделены нужными им услугами фотообучения. В любой школе есть «базовые курсы», но там часто считают ниже своего достоинства возиться с теми, кому неинтересно «высокое» искусство и профессиональная техника. Ну что ж, это делаем мы. Даже если единственным итогом наших курсов станет уменьшение в «Одноклассниках» портретов на фоне ковра с красными глазами — это тоже результат.

Вы говорите, что не будете делать из ученика профессионального фотографа. Сейчас в сознании большинства людей это понятие настолько размыто, что профессионалом себя считает каждый второй, кое-как научившийся управляться с камерой. Ученики не пугаются того, что они не будут профессионалами?

Мнение о том, что фотошкола должна из всякого любителя делать профи сродни стремлению готовить к Ролан Гарросу каждого посетителя теннисной секции.
Я категорически против, как вы верно заметили, размывания понятия профессионализма. Свадебный фотограф — это профессионал. Рекламный фотограф — это профессионал. Школьный фотограф и даже фотограф «на документы» — все эти люди зарабатывают фотографией, значит, они профессионалы. Мы не обучаем профессии, мы учим интересно и качественно снимать. Нескучный фотоотчет из отпуска, художественный портрет своих близких, креативный репортаж с семейной вечеринки — фотолюбителю есть чему учиться и без ненужных ему амбиций. А те, кто стремятся стать профессиональными фотографами, с легкостью найдут специализированные образовательные учреждения.

На ваш основной курс, «Фотоликбез», человек может прийти без всякой предварительной подготовки. И при этом вы говорите, что упор будет делаться не на техническую сторону, а на творческую. Полагаете, что человек, даже толком не знакомый со своей камерой, сразу может начать осваивать творческие приемы?

Именно так. Давайте посмотрим с позиции новичка. Я ничего не знаю о фотографии, кроме того, что мои снимки выглядят хуже, чем работы на выставках, в альбомах, журналах и т. д. И я пришел в школу учиться снимать. Чему меня учат? Контролировать глубину резкости с помощью диафрагмы... Определять оптимальную экспозицию, не полагаясь на автоматику... Конвертировать RAW... Кажется, все эти знания нисколько не улучшают мои снимки, только забивают голову. Наверное, фотография — это сложно и нудно. Так?
Перед тем, как человек узнает, как контролировать глубину резкости, он должен хорошо понимать, зачем ему это знать. Пусть сначала он научится выстраивать композицию по правилам третей. Пусть увидит, что пустое пространство в кадре нужно только там, где оно сюжетно оправдано. Пусть поймет, что на фото может быть больше одного плана. Для этого достаточно уметь нажимать на кнопку спуска, только и всего. А вот когда он попробует сам снять двойной двуплановый портрет, увидит, что задний план можно эффектно отделить от переднего, просто размыв его, и когда он спросит, как это сделать — вот тогда он будет готов узнать про глубину резкости.

Вы с Анатолием — не только фотографы, но и профессиональные преподаватели. У вас есть какие-то свои методы и приемы для работы именно с новичками? Расскажите вкратце, как проходит процесс обучения.

В английском языке есть такое понятие edutainment, от education (образование) и entertainment (развлечение). Очень хороший подход, на мой взгляд. Мы исходим из того, что фотография — это хобби наших учеников, а значит, на занятиях они должны получать не только новые знания, но и удовольствие. Когда мы учимся снимать движение с проводкой, мы фоткаем друг друга, катающимися на велосипеде, а для иллюстрации длинной выдержки рисуем светом фигуры в темноте. Мы играем, как дети.
Для такого настроя важно создать нужную атмосферу. У нас в школе нет ни парт, ни рядов стульев. Маленькие группы, по 4-6 человек, располагаются на уютных диванах и общаются сразу с двумя преподавателями. Это еще одно наше ноу-хау. Таким образом можно обеспечить максимум индивидуального внимания каждому или разбить при необходимости группу на две совсем маленьких, по два-три человека. Если посмотреть на занятие со стороны, больше всего оно напоминает домашнюю тусовку небольшой компании друзей, которые дурачатся с фотоаппаратами.
Кстати, при всей кажущейся расслабленности занятия, наш педагогический опыт очень помогает контролировать процесс и, простите за школьный сленг, «усваиваимость материала».

Вы сразу предупреждаете, что не будете рассказывать об истории фотографии, биографиях великих фотографов. Считаете, такие знания не нужны вашим ученикам? Как человек может заниматься творчеством, не зная, что было сделано до него?

Давайте представим, что вы привели своего ребенка на пляж, учить плавать. С точки зрения традиционных школ, вы должны бы усадить его перед кромкой воды и начать с начала:
1. Введение в плавание
2. Физические основы процесса
3. Древнейшие известные способы плавания человека, их отличия от плавания животных
4. Современные стили плавания
а) баттерфляй
— история возникновения
— биография выдающихся пловцов
...
Дальше продолжать не буду, думаю, идея ясна. Да, я считаю, что можно начинать заниматься творчеством, не зная, кто что гениального наснимал в прошлом.

Что получает человек после выпуска из школы? Каков уровень его знаний и навыков? В каком направлении Вы бы посоветовали ему двигаться дальше?

За время прохождения основного курса «Фотоликбез» ученик обзаводится небольшим портфолио, которое складывается из выполненных им домашних заданий. В этих работах, так же, как и в его голове, останутся знания азов творческой фотографии, умение работы с собственной камерой, десятки идей креативной съемки. Пожалуй, предлагать свои услуги в качестве профессионального фотографа он не будет готов. А вот что он точно приобретет, так это умение видеть красоту мира в сухом листке на земле осеннего парка, в изгибе перил ограды над берегом озера, в тени ресниц на щеке. Наша задача — открыть ученику мир творческой фотографии, заразить его этой болезнью и дать инструменты для раскрытия своего потенциала. Что ему делать с новым знанием — зависит только от него самого.

Беседовал Михаил Загорский,
Photo-Study.ru



При использовании материалов из этого раздела ссылка на сайт Photo-Study.ru обязательна!